«Мандарин»: Страх и отвращение в Лос-Анджелесе
Чернокожая проститутка-трансгендер Син-Ди Релла в сочельник выходит из тюрьмы, куда попала за хранение наркотиков. Первым делом она покупает в качестве рождественского подарка для своей лучшей подруги Александры пончик. За разговором с ней она узнает, что в ее 28-дневное заключение ее парень и по совместительству сутенер успел ей изменить. И теперь у Син-Ди только одна цель — надрать зад этой белой суке.
Шон Бейкер снял свой фильм буквально за копейки: вместо профессиональной камеры — айфон, в главных ролях — настоящие трансгендеры, декорациями служат улицы Лос-Анджелеса. В противовес «Мандарину» в этом году вышла еще одна картина об этой группе меньшинств — «Девушка из Дании» Тома Хупера, которая со всем своим бюджетом, громкими актерами и оскаровским флером проигрывает «Мандарину» вчистую. Хотя у Бейкера сам образ главной героини вобрал в себя все возможные элементы, используемые в кино для психологической спекуляции, его картина не пытается вызвать жалость или заставить войти в чье-то положение, она вообще не встает на чью-либо сторону, чтобы принять позицию осуждения. «Мандарин» — это динамичное и удивительно свежее кино, которое за счет своих составляющих может себе позволить высмеять любую тему.
Бейкер проводит экскурсию по деклаcсированным элементам ЛА: проститутки любого сорта, сутенеры, драгдилеры, гастарбайтеры — все кружатся в гомерическом калейдоскопе под отличный саундтрек. Чрезмерное остроумие режиссера вовсе не свидетельствует о том, что у него нет сердца. Наоборот, Бейкер успевает поднять самые важные вопросы, просто делает это по-своему и, возможно, самым правильным образом: дружба, любовь, несоответствие стандартам раскрываются и «защищаются» через самоотрицание. Такой оксюморон вызывает хохот и в то же время оседает печальным послевкусием, которое воздействует куда эффективнее слов, сказанных в лоб.
В финальных сценах режиссер будто немного изменяет себе: вносит черноты в и без того беспросветную реальность, усаживает своих героев, а вместе с ними и зрителя за стол размышлений, напоминает, что веселью, которое и так печально по своей сути, приходит конец. Но эту дрогнувшую руку с легкостью прощаешь Бейкеру, который из ничего сотворил кино нового формата в таком виде, в котором оно должно быть: кино, которое принимает меняющуюся реальность как должное, выжимает максимум из минимальных средств и при этом не кичится ни тем, ни другим. И без внимания, конечно, не оставишь главную героиню — Син-Ди Релла просто ураган, в который влюбляешься без промедлений.