Ваш следующий любимый режиссер: Бен Уитли

Грядет премьера долгожданной «Высотки» — фильма, который заставит вас либо возненавидеть, либо полюбить его автора всем сердцем. На случай последнего варианта мы подготовили для вас небольшой материал о том, кто такой Бен Уитли, и с чем едят его творчество. Спойлер: во время просмотра его фильмов лучше вообще ничего в рот не класть.


Начинал Бен, как и положено, с сериалов: из-под его руки вышел «Идеал» (игра слов: I deal — «я провожу сделки, торгую»), комедия о наркоторговце, живущем в хлеву и там же продающем траву браткам с района и другим не менее увлекательным персонажам. Очевидно, сериал нашел свою аудиторию: было снято целых семь сезонов, а теперь еще и планируется полнометражный фильм.

Но все же самым интересным творением режиссера для телевидения является скетч-шоу «Не та дверь». Название говорит само за себя: многим покажется, что они и правда ошиблись эфиром — тут вам и небоскреб Мэри-Экс, плюющийся бомбами, и отношения девушки с динозавром, и пираты на поездах, и супергеройское шоу талантов, в общем — все то, чего не ждешь увидеть на общенациональном телеканале. Особой фишкой сериала стали нетипичные для юмористических шоу спецэффекты.

Сейчас Бен Уитли также подрабатывает на съемках сериала «Доктор Кто». К сожалению, в работе над этим проектом, режиссер следует установленным канонам и традициям.


«Убийство — дело семейное» — клаустрофобный фильм о гангстерах из трущоб, — крепкий полнометражный дебют Уитли. В центре сюжета — семья драгдилеров, двое членов которой, отец и сын, недавно вернулись из тюрьмы. И теперь, когда в родовом гнезде собрались все близкие, они решают вычислить того, кто «накрысятничал» полиции, и, само собой, пристрелить.

«Убийство...» — поначалу тягомотный мамблкор, начинающий набирать обороты с появлением в кадре ствола. Самое интересное здесь — сами бандиты, которые выглядят и ведут себя как среднестатистические люди, что вполне могли бы жить с вами по соседству или приходиться вам дальними родственниками. У Уитли отличное чувство юмора, его гангстеры абсолютно лишены пафоса. Этот тот случай, когда герой умрет, еще и не узнав о предложении, от которого невозможно отказаться.


В продолжение темы посиделок с убийцами за одним столом Бен снял «Список смертников», куда добавил щепотку оккультизма. Если «Убийство...» был довольно скромным в исполнении фильмом, то «Список...» сочится саспенсом и символизмом (кстати, в том же стиле Уитли снял клип на песню Formaldehyde группы Editors). О сюжете картины лучше ничего не знать, тем более, что к концу вас ждет неожиданный сюжетный твист. Стоит отметить исполнителя главной роли Нила Мэскелла (Арби, наводивший страх в сериале «Утопия»), в который раз сыгравшего киллера с глазами маньяка, — наблюдать за тем, как этот парень хладнокровно уничтожает людей, почему-то особенно приятно.


Из хилых сереньких пригородных домов Уитли выходит с камерой на зеленой Англии луга и снимает «Раз! Два! Три! Умри!» — комедию о парочке путешествующих задротов, ставших серийными убийцами. «Он не человек, Тина. Он — читатель Daily Mail!» — говорит своей спутнице главный герой. Та в ответ кивает и начинает рассуждать о пользе убийства людей для экологии. Оба — маменькины дети с налетом аутизма и гипертрофированной любовью к псу Бонни (?), за которым там самая Тина бегает, как персонаж из видеоролика Ирины Горбачевой.

Главные роли исполнили популярные в узких кругах комики британского ТВ Элис Лоу и Стив Орам. Последний также выступил соавтором сценария, да и вообще является самостоятельным режиссером. Не так давно и не без помощи Уитли он снял картину Aaaaaaaah! с кучей актеров вроде Джулиана Бэрратта и Ноэля Филдинга, которые буквально вели себя в кадре как приматы. Получился весьма порнографичный фильм, не столько из-за внутреннего содержания, сколько из-за манеры съемки а-ля домашнее любительское в спальных районах вашего города.


Бен Уитли также отметился в альманахе «Азбука смерти» с сегментом U is for Unearthed, снятым от первого лица вампира, за которым охотились, как говорится, всей деревней. С плоскогубцами и колом выступают уже знакомые нам по предыдущим работам с Беном актеры Майкл Смайли и Нил Мэскелл, которые и показывают три минуты старого доброго ультранасилия над сверхъестественным. Если бы Илья Найшуллер любил «Ведьму из Блэр», наверняка снял бы именно такой клип.


«Поле в Англии» — преимущественно визуальное наслаждение, не рекомендуемое эпилептикам, которое оценил по достоинству сам Мартин Скорсезе. Кучка дезертиров бежит с места сражения на заброшенное поле, где попадает в руки к отморозкам в поисках клада. Все вместе едят исключительно только грибы, в результате чего начинают видеть «мириады зла», а само поле становится похожим на океан из романа «Солярис».

Чаще всего перед глазами мелькают дезертир в исполнении Риса Шерсмита и маньяк, пленивший его, в лице Майкла Смайли. Еще пробегает Джулиан Бэрратт, но его ненадолго хватает. Смайли, конечно же, сыграл «ублюдка и хладнокровного убийцу, какого лучше иметь среди друзей». Звание подтверждают живописно лопающиеся, словно арбузы, черепа его противников.


С лугов Бен опять возвращается в закрытые пространства: режиссер адаптировал роман Дж. Г. Балларда «Высотка», историю о том, до чего могут дойти человеческие отношения в условиях неравного достатка и одного помещения. Идеальный вариант для Уитли, любителя наблюдать за плавной деградацией людских моральных принципов и ценностей. «Высотка» имеет все шансы стать для Уитли тем, чем когда-то был «Драйв» для Николаса Виндинга Рефна. Триллер с кумиром женщин всех возрастов (в нашем случае еще и полуголым), который переключился с романтической поэзии на поедание собак, рискует вызвать приступы обожания у любителей экранного насилия и оргий. Вы ведь уже отнесли молоток и бомбер со скорпионом в комиссионку?

Следующим проектом режиссера значится «Перекрестный огонь», увидеть который мы надеемся уже в этом году на Каннском кинофестивале. Среди продюсеров картины числится Мартин Скорсезе, в касте — Бри Ларсон, Арми Хаммер, Шарлто Копли, Майкл Смайли, Киллиан Мерфи и Сэм Райли. Все эти прекрасные актеры встретятся в глухом амбаре, полном оружия. Очевидно, что обязательно прольется чья-то кровь.


Дайана Левченко