Let's Do It A Dada
4 сентября родился Ян Шванкмайер.
Великий сюрреалист и мастер дел кукольных особенно хорош в малой форме. Короткометражки, собственно, составляют основную массу его фильмографии, поэтому имеет смысл посмотреть их все.
Ну или почти все.
Poslední trik pana Schwarcewalldea a pana Edgara / Последний фокус господина Шварцевальде и господина Эдгара, 1964
Дебют Шванкмайера в кинематографе, образцовый театр жестокости.
Johann Sebastian Bach: Fantasia G-moll / И.С. Бах: Фантазия соль-минор, 1965
Одна из самых красивых работ Шванкмайера, наталкивающая на мысль, что он идеально бы смог экранизировать «Петербургские повести» Гоголя.
Spiel mit Steinen / Игра с камнями, 1965
Шванкмайер передает привет Жилю Делезу.
Rakvickarna / Гробовая мастерская, 1966
Две куклы дерутся насмерть за морскую свинку.
Et Cetera / И т.д., 1966
Кнут, крылья и дом как способы познания мира.
Historia Naturae, Suita / Естественная история (сюита), 1967
Восемь мини-пьесок про животных под параноидальную музыку.
Zahrada / Сад, 1968
Первый неанимационный фильм Шванкмайера, практически целиком построенный на классических приемах сюрреализма, в котором Ян, как известно, чувствует себя как рыба в воде.
Picknick mit Weismann / Пикник с Вайсманном, 1968
Шванкмайер экранизирует тайную жизнь разных предметов всем фанатам «Слов и вещей» Фуко на радость.
Byt / Квартира, 1968
Человек вступает в жестокое сражение с собственной квартирой.
Tichý týden v dome / Спокойная неделя в доме, 1969
Peeping Tom от сюрреализма.
Kostnice / Костница, 1970
В 1870 году князь Шварценберг приказал построить в церкви в Седлеце здание из человеческих костей. 10 лет его жены и его резчик работали над странноватой конструкцией. В 1969 году Шванкмайер получил заказ на создание кино-памятника этой крепости смерти и, надо сказать, использовал эту возможность по-полной.
Zvahlav aneb Saticky Slameného Huberta / Бармаглот, или Одежда соломенного Губерта, 1973
Умри все живое: Шванкмайер и «Джабервоки».
Leonarduv denik / Дневник Леонардо, 1973
Шванкмайер встречает Леонардо да Винчи.
Otrantský zámek / Замок Отранто, 1977
Шванкмайер экранизирует Уолпола.
Zánik domu Usheru / Падение дома Ашеров, 1980
Одна из лучших экранизаций самого известного рассказа из сборника Эдгара По «Гротески и арабески».
Moznosti dialogu / Возможности диалога, 1982
Трехчастный мультфильм о разнообразии форм коммуникации.
Kyvadlo, jáma a nadeje / Маятник, колодец и надежда, 1983
Очень жуткая экранизация одноименного рассказа Эдгара По.
Do pivnice / Вниз в погребок, 1983
Маленькая девочка спускается в винный погреб за картошкой, а находит свои страхи. Обычная жизненная ситуация, в общем, непонятно только одно: почему в винном погребе хранится картошка, а не вино.
Muzné hry / Мужские игры, 1988
Шванкмайер объясняет, что не всякий футбол одинаково полезен.
Animated Self-Portraits / Анимированные автопортреты, 1989
Диковатый анимационный альманах, составленный Дэвидом Эрлихом, где всякие интересные люди в диапазоне от Яна Шванкмайера до Осаму Тэдзуки (Astro Boy) подсвечивают разные грани своего эго.
Flora / Флора, 1989
Деконструкция фруктов и овощей.
Meat Love / Мясная любовь, 1989
Каждый хочет любить — и солдат, и моряк, и два куска мяса.
Tma/Svetlo/Tma / Тьма/Свет/Тьма, 1989
Буквальная визуализация распространенного призыва «Соберись!».
Konec stalinismu v Cechách / Смерть сталинизма в Богемии, 1990
Краткий курс истории Чехии под соусом из ненависти к Сталину.
Jídlo / Еда, 1992
Завтрак, Обед и Ужин встречают тленность бытия.
Бонус:
Клип на песню Хью Корнвэлла: