«Сплит»: 6000000000 себя
Сплит / Split
Режиссер: М. Найт Шьямалан
В главных ролях: Джеймс МакЭвой, Аня Тейлор-Джой, Бетти Бакли, Хейли Лу Ричардсон, Джессика Сула и др.
Дата премьеры в РФ: 16 марта 2017
Три девушки после дня рождения одной из них оказываются похищены молодым мужчиной Кевином. Вскоре они выясняют, что тот страдает диссоциативным расстройством личности, и в голове у него уживаются 23 человека разного пола, возраста и склада ума. Пока девушки сидят где-то под землей, Кевин ходит к психотерапевту, которая начинает замечать, что в нем происходит тщательно скрываемая внутренняя борьба сущностей.
Второй фильм великого комбинатора М. Найта Шьямалана вместе с одной из самых успешных компаний по производству малобюджетных хорроров Blumhouse открывается мастерски срежиссированной, неуютной и пугающей сценой похищения. Идущие за ней титры под ровно такой же саундтрек Уэста Дилана Тордсона, перемежающиеся съемками подземельных помещений с ржавыми трубами, настраивают чуть ли не на torture porn. Впрочем, хоть что-то да знающий зритель ущипнет себя за руку и подумает: «Ну что ты, это же Шьямалан». И, несомненно, окажется прав — это лишь одно из обличий новой картины режиссера, сбрасывающей жанровую одежду и надевающей другую так же часто, как ее герой меняет личности.
Где-то в период между двумя частями «Шантарама» у пассажиров метро в руках усиленно начала мелькать «Таинственная история Билли Миллигана» Дэниэла Киза, нон-фикшн 80-х годов о преступнике, имевшем 24 личности под одной крышей. Ее переиздали, когда опять всплыл многострадальный кинопроект The Crowded Room вместе с то ли новостью, а то ли видением о том, что Леонардо ДиКаприо сыграет Миллигана. С тех пор об этом ничего не слышно, но Шьямалан явно под вдохновением от реальной истории написал и поставил «Сплит», в котором, естественно, минимизировал требования к реалистичности и выдал странный, стопроцентно авторский жанровый фильм.
Вездесущие твисты на месте, но, пожалуй, давненько в творчестве Шьямалана не было такой цельности, глубины и смысла. Каждый сюжетный поворот погружает зрителя вглубь персонажей и заставляет его переоценить все ранее увиденное, а не попросту дает пощечину, чтобы разбудить. «Сплит» интригует, уверенно заглядывает в самые темные уголки, оборачиваясь то фильмом ужасов, то психологическим триллером, то драмой о шрамах прошлого. И, что самое удивительное, подается все это с большой дозой иронии над собой и главным актером: в какой-то момент режиссер даже появляется в кадре, чтобы услышать, как он разжирел, а над персонажем МакЭвоя начинает витать дух Чарльза Ксавьера. Джеймс, кстати, великолепен (и на него вообще куда интереснее смотреть в шкурах персонажей за гранью добра и зла), но все ж это театр двух актеров. Ибо прекрасная Аня Тейлор-Джой играет так, что впору воскликнуть «звезда родилась» — за ее борьбой с МакЭвоем следить безумно интересно.
«Сплит» — прекрасно сумасбродный, ироничный и внезапно трогательный фильм о психологических травмах и мощности защитных механизмов. Неостановимых безумцев, готовых снимать столь рисковое кино, в котором лишний шаг — провал, сейчас очень мало. Хорошо, что один из них, кажется, вернулся в форму.
[Сергей Кощеев
](http://cinemaholics.ru/author/kendaskig/)