Сомнительная афиша 22.10-29.10

В прокате продолжает звучать эхо «Кинотавра» («Глубже», «Доктор Лиза», «Конференция»), так что русское кино в топе. Кому нужны иноязычные развлечения, то пожалуйста: трогательный Джадд Апатоу к вашим услугам.


Глубже!

Реж. Михаил Сегал, в главных ролях: Александр Паль, Любовь Аксенова, Олег Гаас, Игорь Угольников

Гениального театрального режиссера Романа (Александр Паль) выгоняют с работы за слишком щепетильный и академический подход к постановке, неспособный приносить деньги. Вместо него берут более понятного Хачатряна (Антон Лапенко), превращающего чеховские пьесы в пошлый зрительский балаган, а уволенный горе-демиург пытается прожить на микрозаймы и скромную зарплату преподавателя в школьном кружке. Случайно встретив Романа в кофейне, его старый друг-театрал Андрей (Денис Васильев) предлагает постановщику прибыльную подработку — режиссуру фильмов для взрослых. Дотошный постановщик воспринимает халтуру слишком серьезно и превращает заурядную эротику в настоящее искусство, которое позже назовут «глубоким русским порно».

Сегал и раньше работал с бытовым абсурдизмом, но в «Глубже!» всякое бытовое разрастается чуть ли не до общемирового, глобального. Роман моментально оказывается на прицеле у государственных структур, которые зовут его ставить новостные шоу и театральные порно-постановки. Пока кино работает в рамках камерного ироничного бэкстейджа со съемок суровой русской эротики, где режиссер-идеалист пытается создать сложные характеры и сюжеты, «Глубже!» смотрится собраннее. Однако именно резкий скачок от мета-комментария на тему кинематографа к вопросу морального выбора творца не дает картине превратиться в подобие затянутой короткометражки.

Стоит смотреть, если:

Не стоит смотреть, если

  • Фу, как неприлично

The King of Staten Island / Король Стейтен-Айленда

Реж. Джадд Апатоу, в главных ролях: Пит Дэвидсон, Мариса Томей, Билл Бёрр, Бел Паули

Герой Дэвидсона Скотт, как и сам Пит, живет в захолустном нью-йоркском округе, в Стейтен-Айленде. Парень до сих пор не съехал из материнского дома, папа-герой погиб в пожаре, он все время дует (и не на воду, а, пардон, из водника), занят не пойми чем. Скотт и жальше пребывал в марихуановом лимбе, если бы не новый ухажер матери (Билл Бёрр). Так начинается эмоциональное пробуждение героя.

К сожалению, о предыстории и контексте появления на свет этого фильма чуть-чуть (совсем чуть-чуть) интереснее рассказывать, чем о самом фильме. Начинаясь бодро и борзо, на манер прочих гомерических картин Апатоу, к финалу «Король Стейтен-Айленда» выруливает к традиционной светлоликой душеспасиловке в духе той, что ежегодно и в большом количестве поставляет инди-фестиваль «Сандэнс» — сплошь солнечный свет, гитарные переборы и взаимопонимание.

Впрочем, здесь есть один нюанс, который спасает положение и во многом меняет впечатление: настежь открытый финал, не оставляющий ни предпосылок на исправление положения персонажа, ни сомнений в его перспективах. Неуверенно-депрессивный герой как был, так и остался открытой книгой.

Стоит смотреть, если:

Не стоит смотреть, если

  • Вы Ариана Гранде

Конференция

Реж. Иван И. Твердовский, в главных ролях: Наталья Павленкова, Ольга Лапшина, Ксения Зуева, Олег Феоктистов

Очередная годовщина теракта на Дубровке. Монахиня Наталья собирает других выживших на вечер памяти. Приходят, впрочем, немногие: большинство не хочет ворошить болезненное прошлое, и даже дочь Натальи агрессивно реагирует на идею матери. Те же, кто все-таки явились на «конференцию» (именно так собрание пришлось назвать в бюрократических целях), вынуждены участвовать в своеобразном эксперименте. Наталья хочет посекундно воссоздать события того ужасного дня — по причинам, которые зрителю станут понятны не сразу.

«Конференцию» справедливо называют самым сдержанным и «взрослым» фильмом Ивана И. Твердовского. Он проворачивает интересный такой постдоковый трюк: большая часть картины разворачивается как холодный пересказ событий, к которым холодно относиться в принципе сложно (усиливает эффект то, что Филипп Авдеев, например, действительно был одной из жертв теракта). Но все равно Твердовский находит, где неуместно поистерить — то Ксения Зуева у него окном хлопает по несколько минут, то Павленкова бежит куда-то в неизвестность, вскинув голову к молчаливому небу.

Стоит смотреть, если:

— Интересно, почему фильм получил приз за лучший сценарий на «Кинотавре»

Не стоит смотреть, если

— Считаете, что правило «показывай, не рассказывай» никто не отменял


Спайс бойз

Реж. Владимир Зинкевич, в главных ролях: Маргарита Аброськина, Александр Головин, Александр Тарасов, Владимир Аверьянов

Беларуский ремейк «Экстаза» Ноэ с Александром Головиным и Анной Андрусенко, основанный на реальной истории, произошедшей в Гомеле. Друзья собираются на мальчишник (в числе гостей — назойливая невеста, которая не доверяет только что дембельнувшемуся жениху, а также ее подруга) и за неимением травки решают попробовать спайс. Дилер, как нетрудно догадаться, чудак, слишком поздно осознавший, что продал во всех смыслах убийственную партию: спустя несколько минут неопытные юзеры сходят с ума и устраивают кровавую бойню в загородном домике.

Такому кино всегда принято делать скидку: мол, и жанр в стране еще не развит, и любое независимое производство априори считается актом героизма. Хотелось бы сказать, что «Спайс Бойз» и без этих поблажек обходится вольготно, но не выходит. Дебют Владимира Зинкевича очень неловкий, постоянно разрывающийся между драматизмом и черным юмором, дидактизмом и кровавым угаром, но в последние тридцать минут все же выбирающий идеальный для себя тон комедийного слэшера. Отрываются ноги, разлетаются мозги и творится настоящее чудо: жанровое кино в СНГ обретает робкий, но все же голос. Так и победим эту пресловутую микс-культуру.

Стоит смотреть, если:

Не стоит смотреть, если

  • Впереди у вас чистая жизнь без примесей, чтобы вам не говорили все

Доктор Лиза

Реж. Оксана Карас, в главных ролях: Чулпан Хаматова, Андрей Бурковский, Константин Хабенский, Евгений Писарев

История одного дня из жизни Елизаветы Глинки (Чулпан Хаматова), врача, правозащитницы и общественного деятеля.

На первый взгляд, фильм Карас — одна большая манипуляция со смертельно больными детьми и несчастными бездомными, но даже за таким простецким концептом скрывается уникальная авторская оптика. Прежде всего это касается работы с пространством текста: удивительно естественных диалогов и драматургически выверенного сюжета, где даже мельчайшая деталь в финале отзовется небольшим катарсисом. Да, это рафинированный мейнстрим и слезовыжималка, но прежде всего — талантливо сделанное кино.

Стоит смотреть, если:

  • Искренне восхищаетесь личностью Глинки

Не стоит смотреть, если

  • Душещипательное кино вам не нравится

Blackbird / Черный дрозд

Реж. Роджер Мишелл, в главных ролях: Сьюзен Сарандон, Кейт Уинслет, Миа Васиковска, Сэм Нил

«Черный дрозд» — ремейк датского фильма «Тихое сердце» 2014 года. Как и
Билле Аугуст (автор оригинальной картины), Роджер Мичелл («Моя кузина Рэйчел») призывает нас поговорить о трудностях принятия неизбежного и праве каждого человека на достойный уход.

Лили и Пол живут в уютном доме, расположенном на диком побережье Коннектикута. Чтобы не доживать остаток своих дней в вегетативном состоянии из-за бокового амиотрофического склероза, Лили решает прибегнуть к эвтаназии. Но для начала ей нужно собрать свою семью для долгих прощальных выходных.

Стоит смотреть, если:

  • Актерский состав фильма вас впечатляет

Не стоит смотреть, если

  • Душещипательное кино вам не нравится

Что еще:

Мой сосед Тоторо — шедевр Хаяо Миядзаки на большом экране.
Дядя Ваня — британский спектакль по Чехову, солирует Тоби Джонс.
Телохранитель бабушки — криминальная комедия про везучую старушку
Любовь без размера — очередная российская лукисткая комедия.