Разумная жижа и карандашные ковбои: 6 (и немного еще) фильмов Slamdance-2024
В двадцатых числах января в Парк-сити, штат Юта, прошел фестиваль независимого кино Slamdance — настоящий праздник для любителей самого хардкорного инди.
Фестиваль по-прежнему доступен онлайн, правда, цену на пасс повысили (зато в подарок идет подписка на стриминг при фесте, где можно посмотреть картины из предыдущих лет). Мы по традиции потратили на эту ярмарку андердогов несколько незабываемых часов и делимся результатами с вами.
The Accident (L'incidente), 2023
dir. Giuseppe Garau
Секция: Official Selection (Narrative Features)
Неожиданный победитель фестиваля. Неожиданный, потому что это слишком неуловимый, слишком странный фильм для каких-либо пьедесталов.
Главная героиня, Марселла, переживает не лучшие времена: семья развалилась, с работой беда. Она берет эвакуатор в кредит у злобной старушки и пытается заработать на жизнь тем, что забирает машины с мест разных происшествий. Получается не очень, до тех пор, пока к ней в руки не попадает пульт управления огнями города, сделанный народными умельцами. Теперь Марселла может устраивать происшествия сама.
Мы проводим почти все время в машине Марселлы (вообще, машины — негласная тема фестиваля, где-то в пяти картинах основного конкурса они играют не последнюю роль), поэтому неудивительно, что фильм обладает обаянием той поездки в такси, когда едешь, меланхолично прислонив лоб к окну. И думаешь: вот бы уехать в никуда. Марселла в каком-то смысле в никуда и едет, лишенная перспектив, поставленная перед моральным выбором — продолжать устраивать аварии и вылезти из финансовой ямы или же не брать потенциальный грех на душу.
All I’ve Got & Then Some, 2024
dir. Rasheed Stephens, Tehben Dean
Секция: Official Selection (Narrative Features)
Возможно, самый душевный фильм фестиваля (в основном конкурсе так уж точно). Рашид, подающий надежды стендап-комик/актер, буквально живет в собственной машине: спит, ест, работает — пишет шутки, созванивается с важными людьми, таксует. Времени нет, ибо американская мечта так и не стала явью. Мы попадаем в «самый лучший день его жизни», день, когда у него должно состояться первое оплачиваемое выступление. Задача-минимум добраться вовремя до клуба, задача-максимум не обосраться во время самого стендапа.
Это сырой, лишенный строгой дисциплины, но дышащий невероятной энергией фильм, где десятки маленьких судеб сталкиваются, разбиваются друг об друга и снова собираются. Неглянцевая Америка как она есть: чтобы выжить и приблизиться к своей мечте, за 24 часа тебе надо сделать столько, сколько иные люди делают за неделю. Рашид, сдержанный темнокожий мужчина, тащит на себе эту картину, очаровывая неброской харизмой и шутками, которые, может, не бьют наотмашь, но цепляют точностью, тихой правдой жизни. Какой юмор — такой и фильм: неголливудская песня о пути в Голливуд.
Darla in Space, 2023
dir. Eric Laplante, Susie Moon
Секция: Official Selection (Narrative Features)
Люди из тусовки Альберта Бирни и Кентакера Одли (special thanks в титрах) делают лоу-фай сай-фай. И издевательский ромком. И секс-комедию. Про комбучу! Ну, почти.
Фильм рассказывает историю непутевой Дарлы Петерсон, которая погрязла в долгах из-за неудачного бизнеса по производству похоронных коробок для домашних животных и финансовой неграмотности собственной матери. Налоговая ее скоро сожрет, но есть варианты: на унизительной подработке она случайно обнаруживает разумную жижу, которая, если в неё влить местный аналог колы, превращается в большой эластичный блин. Этот блин умеет дарить невероятные оргазмы и Дарла заключает с ним сделку — он доставляет удовольствие разным гражданам за деньги, а она потом отправляет его в космос (такие у странной субстанции мечты). Сначала бизнес идет как по маслу, потом предсказуемо начинаются проблемы.
Если вы вы курсе того, чем занимаются обычно Бирни/Одли, то этот фильм не станет для вас большим сюрпризом: абсурдное чувство юмора, размытая реальность и герои с блуждающей логикой на месте. Если нет, то можно иронически вздрогнуть, по тем же причинам. В любом случае, это крайне милое путешествие по волнам отпиленности, мораль которого тяготеет к мультфильму про кота Леопольда — давайте жить дружно.
Chaperone, 2024
dir. Zoe Eisenberg
Секция: Official Selection (Breakouts)
У нас есть «Май Декабрь» дома. Если серьезно, то Chaperone, кажется, один из лучших фильмов фестиваля — не зря он выиграл в своей секции. Это одновременно и история про роман с большой разницей в возрасте, и гимн дауншифтингу, что в мире диктата успешного успеха само по себе уже достаточно смело.
Миша много лет работает в кинотеатре, живет с кошкой в доме, который ей достался от бабушки, и не торопится замуж. Она вообще не торопится. Ей нравится размеренный ритм ее жизни, однако общество легонько, но все же давит на нее — друзья говорят про карьерные амбиции, родственники намекают на то, что одинокой девушке ни к чему такая большая жилплощадь. Миша бежит от этого — отдушиной становится роман с парнем сильно младше ее. Он, правда, о разнице не знает. Она же не знает, что ей со всем этим делать и постепенно теряет себя.
Снятой живой камерой, почти в документальной манере, Chaperone начинается вполне безобидно — развлечения Миши просты и наблюдать за ней интересно во многом благодаря магнетизму актрисы Митци Акахи. Но чем дальше, тем более опасной становится эта история, тем больше неудобных вопросов она задает, при этом не позволяя себе ни на минуту свалиться в дидактический тон.
Citizen Weiner, 2024
dir. Daniel Robbins
Секция: Official Selection (Documentary Features)
Очень веселый фильм о том, что американская политика — это цирк. Зак Винер, молодой парнишка, живущий в Нью-Йорке (с мамой), принял решение двигать в городской совет, твердо и четко. Он развернул довольно бодрую кампанию (местами не без кринжа, конечно) и даже начал завоевывать некую симпатию народа, как вдруг в сеть выкинули его sex tape, причем с элементами бдсм.
Как говорится, после этого сообщения начался сущий кошмар. Впрочем, Зак выдержал испытание достойно и даже приобрел новых сторонников (видимо, взамен потерянных ревнителей консервативных ценностей). Его первоначальной затее это не сильно помогло, зато получилось первоклассное шоу и отличный фильм, наглядно демонстрирующее, что we live in a society.
Slide, 2023
dir. Bill Plymton
Секция: Official Selection (Breakouts)
Таинственный ковбой приезжает в городок Сурдау-Крик наперевес со слайд-гитарой. Местечком уже давно заправляют два злобных брата — Зик и Джеб. Он планируют настроить новых зданий, чтобы сюда потянулись голливудские богачи. Вместе с секс-работницей Далайлой молчаливый главный герой дает бой толстосумам.
«Слайд» — едкая издевка над голливудской киноиндустрией и капитализмом. Однако Билл Плимтон разоблачает их не в угоду моде: бюджеты на новые проекты он собирает через краудфандинг, а блокбастеры Disney и Pixar предпочитает авторской, «аналоговой» и потому уже не шибко популярной анимации.
То ли вестерн, то ли шапито-мюзикл, «Слайд» нарисован цветными карандашами. Неровные штрихи и абстрактные каракули здесь — вполне себе средства выразительности. И без того похмельную технику дополняют визуальные гэги в духе Мэла Брукса и другого абсурдистского слэпстика: герои стреляют патронами изо рта, а одним из действующих лиц оказывается гигантский жук.
Что еще:
African Giants — камерное и мягкосердечное драмеди о том, что кровь не водица; приз зрительский симпатий
Inheritance — пронзительный док про опиумную лихорадку в Америке; приз за лучший документальный фильм фестиваля
Complications — доминатрикс случайно спасает жизнь своему клиенту, веселая и трогательная зарисовка о сексе, смерти и дружбе
Tokyo Animals — молниеносный альманах безумных короткометражек из Японии
Chutes — потрясающе красивый анимационный фильм об ужасах капитализма/консюмеризма через детскую призму
Все кадры из фильмов взяты с сайта Slamdance.com