Сказка – Ложь, Да В Ней Сальма Хайек
Il racconto dei racconti – экранизация трех историй из каноничного сборника сказок итальянского писателя Джамбаттиста Базиле (1575—1632), состоящего из пятидесяти рассказов. Полюбившаяся всем «Спящая красавица», еще не переписанная братьями Гримм и не адаптированная Уолтом Диснеем, также числилась среди этих рассказов, и, что неудивительно для сказки, написанной на заре 17-го века, по жестокости могла бы обойти первый сезон «Игры престолов». Но для своего фильма режиссер Маттео Гарроне выбрал менее популярные рассказы про три разных королевства.
В первом королевстве угрюмая бесплодная Королева (Сальма Хайек) по наставлению черного мага отправляет своего мужа (короля Джона Си Райли) за сердцем белого морского чудовища, которое потом должна приготовить девственница (куда ж без этого). Отобедав диковинного блюда, королева моментально беременеет, как и служанка, готовившая сердце, в итоге девушки в тот же день дают жизнь двум близнецам-альбиносам. С течением времени мальчики растут, связь между ними укрепляется и королеве приходится прикладывать все больше сил, чтобы их разлучить.
Во втором — живет царь, выкормивший блоху-гиганта и одержимый идеей как можно скорее выдать свою мечтательную дочь замуж. Казалось бы, где связь? Но благодаря этой самой блохе, на конкурсной основе, заботливый отец и находит пару своей дочери. Правда, счастливым женихом оказывается Огр и тут же уносит принцессу жить в пещеру, но это уже совсем другая история, напоминающая семейную жизнь в российской глубинке.
Третьим королевством заправляет похотливый король, который познал почти всех окружающих его женщин и заскучал. После очередной унылой оргии до него доносится пение прекрасной незнакомки, король сразу же влюбляется и каждый день приходит к двери загадочной дамы, умоляя о встрече. Но обладательницей чудесного голоса оказывается уродливая старуха, живущая со своей сестрой. Она всеми силами старается отсрочить встречу с королем и ищет способ омолодиться, чтобы сыскать милости Его Величества.
«Сказка сказок» – это англоязычный дебют итальянского режиссера Маттео Гарроне, получившего признание после премьеры фильма «Гоморра» на Каннском кинофестивале. Многим «Сказка» покажется нетипичной работой для режиссера, который всю жизнь снимал фестивальное кино, сконцентрированное на социальных проблемах, а тут выдал полноценное фэнтези для широкого проката. Правда, сказка оказалась совсем не детской. Как вы знаете, если у той же «Золушки» или «Спящей красавицы» убрать фильтр Диснея, то может получиться полноценный хоррор. Гарроне снимал свое кино без цензуры и фей-крестных, умудрившись перенести устрашающую и волшебную атмосферу средневековых сказок на большой экран. Но у этого подвига есть и обратная сторона. При попытке максимально соответствовать литературному первоисточнику и не калечить оригинальные истории Базиле, режиссер перегрузил сюжет, и зрителю может быть сложно сконцентрировать внимание на всех трех историях. В то же время, картина вышла визуально безупречной, из серии «каждый кадр можно поставить в раму и продать на Арбате как картину». Очень сложно оторвать взгляд от экрана, даже если теряешь сюжетную нить или свою собственную челюсть. Актеров подобрали с особой скурпулезностью, каждый из них визуально полностью соответствует своему персонажу, будь то бесхребетный король (Тоби Джонс), мечтательная принцесса (Бебе Кейв), страшный Огр (Гийом Делони) или похотливый Венсан Кассель, который, кажется, вообще играет самого себя.
«Сказка сказок» – это не «Чем дальше в лес...» и не «Малефисента», жизнь не будет нас все время наказывать диснеевскими интерпретациями знакомых сказок, по 30 раз показывая одну и ту же историю с разных ракурсов. Это авторское многобюджетное кино, которое определенно стоит вашего внимания (если, конечно, вы не теряете сознание при виде крови или Венсана Касселя).
Катерина Карслиди