SIFF-2023: Главные фильмы кинофестиваля в Сиэтле

Международный кинофестиваль в Сиэтле каждый год становится одним из главных культурных событий сезона. Скриннинги проходят в 7 разных кинотеатрах одновременно, с премьерой в историческо-важном Egyptian Cinema, здании, которым раньше руководили масоны, а теперь это обшарпанный дом напротив аптеки и парка, главного по посещаемости места бездомными и любителями покурить.

Каждый год, фестиваль старается пригласить хотя бы одну интернационально-известную звезду, и в этом году сюда приезжала Маргарита фон Тротта, стоящая у адвента Нового Немецкого Кино наравне с Вимом Вендерсом, Райнером Вернером Фассбиндером и Вернером Херцегом. Она привозила кино «Ингеборг Бахман: Путешествие в пустыню» про австрийскую писательницу Бахман (ее сыграла Вики Криппс)  и е роман с другим австрийским автором Максом Фришем.

В этом году фестиваль оказался невероятно экспансивен в своем программинге, предоставляя не только географическо-богатые блоки — блок Средней Азии и Латинской Америке, но и блоки посвященные культуре североамериканского северо-запада (штатов Вашингтон, Орегон и Айдахо), кулинарной блок, куда были запущены самые кинематографические деликатесы и визуальная гастрономия, даже блок посвященный подростковому каминг-оф-эйдж кино.

Взгляд сразу выцепил несколько фильмов посвященных войне в Украине — «20 дней в Мариуполе» Мстислава Чернова, а также «Родина» Ханны Бадзики и Александра Михалковича о пересечении современной Беларуси и Украины. Это фильмы, чье значение не возможно не отметить, особенно для российского зрителя.

Матрия
Режиссер: Альваро Гаго

В пронзительной драме Альваро Гаго «Матрия» режиссер мастерски уловил суть стойкости и сложной связи между женщиной в замкнутом обществе. Фильм вращается вокруг Селии, бесстрашной и решительной женщины, живущей в сельском испанском городке, которая изо всех сил пытается преодолеть личные трагедии, оставаясь опорой для своего женского сообщества состоящего из таких же рыбачек выпивох, как и она, и ее взрослеющей дочери.

Сюжет рисует вызывающую воспоминания картину живописной, но суровой сельской местности, создавая яркий фон для борьбы между персонажами. Центральная игра главной актрисы стала откровением, так как она безупречно воплощает внутреннюю суматоху и силу Селии. Крохотный силуэт героини постоянно стремящийся вперед от одной работе к другом, а ночью в ночной клубе, чтобы отдать своей дочери заработанные деньги, противопоставляется огромному ржавеющему баркасу, на котором она каждый день ловит рыбу.


С другой стороны, фильм страдает от неровного темпа, который может испытать терпение кинозрителей. Нелинейная структура повествования, хотя и художественно амбициозная, порой привести к путанице, поскольку связи между прошлыми и настоящими событиями не всегда ясны, и фильм невольно превращается в ту же суматоху, с которой борется главная героиня. «Матрия» — это трогательное исследование неукротимой силы, исходящей от маленького человека посреди консервативной и патриархальной среды.

Моника
Режиссерка: Андреа Паллаоро

Эмоционально заряженная драма Андреа Паллаоро «Моника» погружается в глубины мучительного путешествия одной женщины через изоляцию и отчаяние. В центре фильма Моника, одинокая женщина средних лет, борющаяся с последствиями глубокой личной утраты — матери, которая отказалась от нее после начала трансгендерного перехода. Теперь мать, больная и умирающая, принимает заботу Моники, точно не понимая, что этот тот самый ребенок от которого она отказалась много лет назад. потрясающее ведущее исполнение, раскрывающее суть человеческой уязвимости и сложности горя таким образом, что это глубоко находит отклик у публики».

«Моника» — художественная победа, искусно ориентирующийся в нюансах своего мрачного концепта. Созерцательный темп фильма позволяет глубоко исследовать эмоциональный ландшафт главной героини, погружая зрителей в ее мир секса на одну ночь, виртуальной секс-работы, и тотального одиночества, в котором нет места никому кроме нее. Эмилия Джонс в главной роли демонстрирует успех манималистичной актерской игры, отводя свое лицо от камеры, и рассказывая история лишь силуэтом. Режиссура Паллаоро, концентрируется на сумраке натюрмортов, и крупных планов отвернувшихся от камеры актеров, позволяя паузам и полутонам рассказывать историю фильма.

Тем не менее, сама история абсолютно незамысловата и порой опирается на трюизмы — в своем сердце это фильм о прощение и принятии семьи, и к третьему акта фильма сентиментальность картины становится все более и более подчеркнута. Неловкие семейные объятия и слезы между матерью и дочерью из разряда трогательных после нескольких повторений превращаются в зубодробительно-сладкие.

В заключение, «Моника» — это навязчиво красивое исследование горя и одиночества с благородной актерской игрой и элегантными визуальными решениями. Его созерцательный темп лишь выиграл бы от большего эмоционального аскетизма, но если вам интересен фильм на поплакать, то с «Моникой» вы не прогадаете.

Красивое красное платье
Режиссер: Дайон Эдвардс

В фильме Дайон Эдвардс «Красивое красное платье» захватывающая и эмоционально заряженная драма разворачивается по мере того, как история рассказывает о жизни Трэвиса, женатого мужчины и отца, только вышедшего из тюрьмы, и борющегося с сексуальной идентификацией, проблемами в браке и социальными ожиданиями его более консервативного окружения лондонского пригорода. Днем Трэвис — маскулинный черный мужчина в спортивном костюме, вечером со своей женой — он надевает ее блистательное красное платье, берет в руки губную помаду и просит свою жену доминировать его в постели.

Картина очень тонко затрагивает тему черной маскулинности, эмпатично проговаривая тот невероятный прессинг, с которым черные мужчины сталкиваются лишь слегка выйдя за рамки патриархальных норм. Фильм с элегантностью и легкостью с которой Нэйти Джонс исполняет роль Трэвиса помогает зрителю посмотреть через завесу другой культуры и расы.

К сожалению, «Красивое красное платье» не выходит на сложный уровень дискурса о гендере и сексуальности главных героев. Любовь Трэвиса к переодеваниям так и остается любовью, мы и сам Трэвис не узнает ничего нового о своем гендере, роли в семье и обществе, через это табуированное увлечение. Его жена из женщины обескураженной и боящейся с ее точки зрения девиантных сексуальных проявлений у ее мужа не изменяется по мере повествования — в конце, тема просто заминается и нам показана счастливая семья. Смогла ли жена Трэвиса перебороть свои предрассудки или так и осталась в смятении по поводу его эротический предпочтений — нам не говорят.

В заключение, «Красивое красное платье» — это завораживающий фильм, красивый и яркий в своем исследовании идентичности и общественного давления, как и то платье Трэвиса, с которого и начало повествование. К сожалению, к третьему акту фильм не замечает, как сам начинает скатывать в тот консерватизм, с критики которой он и начался, предлагая нам похлопать не душевной свободе, а той же самой патриархальной нуклеарной семье, против которой он и должен был себя противопоставлять.

Мами Вата
Режиссер: СиДжей Обаси

В фильме СиДжей Обаси «Мами Вата» завораживающая смесь фольклора и хоррора разворачивается в самом сердце Нигерии. Фильм представляет собой монохромное повествование о таинственной Мами Вата, древнем водном духе, который требует смертельной цены от тех, кто встречается ей на пути. Обаси создает визуально ошеломляющее полотно, погружая зрителей в мир фольклора Западной Африки.

«Мами Вата» торжествует в своем уникальном подходе к повествованию. Главные героини — сестры Приска и Зинве предоставляют сильный тандем в стиле Тельмы и Луизы, предоставляющие крепкую дружбу двух женщин против кровопролития и никчемной брутальности главного антагониста фильма, Джаспера, невероятно сыгранного Эмека Амакезе. Противопоставлений в фильме много, и это не только борьба патриархата с матриархатом, но и борьба язычества деревни с христианством и миссионерством, которе в деревню пытается внедрить Джаспер. Белый человек показан в фильм однажды и предоставляет собой куба более опасное и замысловатое зло — бывший военный товарищ Джаспера, на внедорожнике приезжает в деревню и отдает Джасперу оружие, а потом пропадает с экрана. В этой точной исторической метафоре колонизаторства западной Африки, очень точна выявлена суть европейской экспансии в Африке — империализм был привнесен белыми людьми, земли разорены и черные племена поссорены между собой, потом случился империалистский откат и черные люди оказались на первый взгляд предоставлены сами себе, но на деле им пришлось разбираться с хаосом и ужасом империализма без нужных к этому средств.


В заключение, «Мами Вата» — это визуально захватывающий и культурно значимый фольклорный хоррор, в котором демонстрируется режиссерское чутье СиДжея Обаси. Необычайные визуальные ходы — и невероятно высокий контраст палитры, и черно-белая графика до самой последней сцены, и невероятно сотканные костюмы западно-африканского племени помещает нас в мифологическое безвременье, в чудесную локацию, где машины и языческие богини со-существуют друг с другом и находятся в бесконечной иконоборческой войне.

Дворняга
Режиссер: Вук Лунгулов-Клотц

В «Дворняге» попытка Вука Лунгулова-Клотца создать каминг-оф-эйдж квир драмеди терпит неудачу, представляя бессвязное и плоское повествование, которое изо всех сил пытается найти себе основу. Фильм рассказывает об одном дне из жизни трансгендерного парня по имени Майло, который отправляется в причудливое путешествие, чтобы узнать правду о загадочном прошлом своей семьи. Несмотря на интригующую предпосылку, «Дворняге» не удается полностью раскрыть свой потенциал.

Одной из основных проблем «Дворняги» является невероятно клишированное изображение трансфобии — главный герой, трансгендерный мужчина, и за день в Нью Йорке он проходит через десять кругов гендерного ада — от мисгендеринга в банке до его отца, сетующего на то, что та дочь, которую он воспитывал умерла, и на ее место пришел неизвестный ему Майло. Так как я сам транмаскулинный человек, то все трюизмы с которыми был раскрыт персонаж особенно бросались мне в глаза, и напоминали середину 2000-ых в самом начале MeToo, когда только начали появляться герлбосс героини, все эти невинные жертвы патриархата с ужасными мужчинами-абьюзерами вокруг них. Возможно, это и есть изначальный виток транс-кино, и дальше нас ожидают куда более сложные и тонкие фильмы на гендерную тематику. В заключение, «Дворняга» страдает от отсутствия всякого нюанса. Фильм разваливается из-за бессвязного повествования и тональных несоответствий.

Голубой кафтан
Режиссерка: Марьям Тузани

«Голубой кафтан» режиссерки Марьям Тузани — это нежная и эмоционально резонансная драма, раскрывающая сложности любовного трегуольника в консервативном обществе. Действие фильма происходит на шумных улицах Касабланки. В фильме рассказывается о случайной встрече закрытого портного Халима с его молодым стажером Юсефом. Несмотря на брак с жесткой Миной, Хадим  и Юсеф влюбляются друг в друга. Зрители согласно традициям жанра ожидают соперничества между женой и любовником, но вместо этого перед нами разыгрывается история о взаимопомощи и прощении.

Фильм преуспевает в изображении нежной, но репрессированной связи двух мужчин посреди шумной повседневной жизни Марокко. Режиссура Марьям Тузани передает суть эротических переживаний персонажей с чуткостью и изяществом, не позволяя камере эксплуатировать их влечение. Игра главных актрис необыкновенна, демонстрируя глубину и уязвимость их характеров. Сцены в общественной бане особенно запоминаются — пар не позволяет камере разглядеть детали, мы внезапно впервые видим эмоционально обнаженную и чуткую сторону маскулинности. Лишь по деталям и полунамеком нам становится ясна связь между Хадимом и Юсуфом.

«Синий кафтан» —  трогательный натуралистичный фильм, разрушающий ксенофобские стереотипы об Африке и Среднем Востоке, как жестком и гомофобном мире. Чувствительная режиссура Марьям Тузани возвышает фильм, превращая его в трогательное исследование горя, представляя перед зрителем интимный портрет двух мужчин, находящих утешение и надежду в обществе друг друга.

Дыра в голове
Режиссер: Дин Кавана

«Дыра в голове», поставленная Дином Кавана, погружает в загадочный и запутанный кинематографический опыт, который оставляет зрителей дезориентированными и отстраненными. Фильм вращается вокруг Рэя, загадочного художника, которого преследует повторяющийся сон о дыре в голове. Режиссеру не удается оправдать сюрреалистический сюжет связным повествованием. Направление Каваны, хотя и визуально изобретательное, становится чрезмерно снисходительным, жертвуя содержанием ради стиля и заставляя зрителей изо всех сил пытаться найти вескую причину, чтобы инвестировать эмоции и внимание в путешествие главного героя.

Один из главных недостатков «Дыры в голове» заключается в ее абстрактном и фрагментарном повествовании. Попытка фильма исследовать глубины подсознания Рэя приводит к отсутствию ясности и сплоченности, заставляя зрителей сомневаться в цели и значении загадочных визуальных эффектов. Сюжет складывается из череды похожих на сон эпизодов, не предоставляющих существенного контекста, что затрудняет установить эмоциональную связь с персонажем Рэя или его стремлением к самопознанию. В то время, как художественная двусмысленность может быть эффективной, «Дыра в голове» доводит ее до крайности, жертвуя повествовательной структурой и последовательностью ради гротескного художественного выражения.