Amfest-2018: «Семь шагов к вечному блаженству через священные врата Святого Сторша»
Семь шагов к вечному блаженству через священные врата Святого Сторша / Seven Stages to Achieve Eternal Bliss By Passing Through the Gateway Chosen By the Holy Storsh
Режиссер: Вивьено Калдинелли
В главных ролях: Тайка Вайтити, Сэм Хантингтон, Кейт Микуччи, Дэн Хармон, Ри Сихорн, Марк МакКинни, Мэтт Джонс
Дата премьеры в РФ: 14 октября 2018
Молодая пара Пол (Сэм Хантингтон) и Клэр (Кейт Микуччи) переезжают в Лос-Анджелес и снимают симпатичную квартиру, которая почему-то стоит гораздо дешевле, чем все соседние. Скоро они узнают причину: оказывается, в их ванне несколько лет назад покончил с собой некий Сторш (Тайка Вайтити), харизматичный лидер культа собственного имени. В какой-то момент он решил, что незачем ждать загробной жизни, если можно ее приблизить самому, и подопечным посоветовал поступить тем же образом.
Теперь в окно Пола и Клэр периодически врываются последователи культа, которые после определенных ритуалов идут в ванну и отправляются прямиком к Сторшу. Пару это совсем не радует, но переехать они уже не могут. Им остается только смириться с ситуацией и, может быть, немного помочь ребятам в их нелегком путешествии.
«Семь шагов к вечному блаженству через священные врата Святого Сторша» — тот случай, когда название фильма говорит о нем больше, чем любое описание сюжета и все рецензии мира. С таким насмешливо-неповоротливым именем сейчас может существовать только инди-кино с большой буквы «И»: обаятельное, неидеальное и нелепое, но полностью осознающее свою неидеальность и нелепость. Понятно, почему на столь малозаметный проект подписался Тайка Вайтити — кажется, что-то такое новозеландский режиссер вполне мог бы снять сам, родись он на другой стороне Тихого океана.
Не зря ему в картине отводится роль персонажа-наблюдателя: давно уже мертвого лидера культа, аура присутствия которого, тем не менее, не отпускает квартиру главных героев. Он здесь — катализатор всех бед, начавшихся задолго до начала фильма, и он же идеологический центр истории. Как только книга Сторша попадает в руки Пола и Клэр, как только первые фанаты забираются в их ванну, догадаться о дальнейшем развитии сюжета становится совсем не трудно. Но это не значит, что нельзя получить удовольствие от просмотра.
Лучше брать пример с авторов фильма, уж они-то точно на съемках себе ни в чем не отказывали — по крайней мере, именно такое впечатление оставляют «Семь шагов». И речь не только о выборе тем для гэгов, которые довели бы до истерики любого сотрудника Роскомнадзора, но и о том, как они сделаны. Здесь каждое действие героев — повод проявить фантазию и показать авторское чувство юмора. Пусть и не всегда удачно, но зато, как говорится, с огнем в глазах.
Сэм Хантингтон и Кейт Микуччи могут быть не самыми великими актерами в мире, но в них чувствуется эта странная смесь безумия и теплоты, которая характеризует весь фильм. Сложным отношениям их героев удивительно легко поверить, несмотря на царящий вокруг фарс и утрированные характеры (Пол так вообще копия Тодда из «Коня БоДжека). Если между ними есть химия, то это, определенно, нитроглицерин, который уже разлился и вот-вот подорвет весь дом к чертям. Точнее, к Святому Сторшу — Тайке Вайтити, мягким голосом поющем милые песни о том, как круто умирать на своих условиях. Он тут, кстати, появляется всего в трех-четырех сценах (не считая открывающих титров на фоне его трупа), но каждый эпизод с ним — настоящий бриллиант абсурдной комедии, в которой сам Вайтити давно преуспел.
Даже больше, чем Вайтити, в фильме удивляет Дэн Хармон — автор «Рика и Морти» и «Сообщества». Он здесь играет простодушного детектива, который пишет сценарии о крутых копах и до сих пор верит, что его работа может быть похожа на экшн-телесериал. Его персонаж, строго говоря, для сюжета вообще лишний, он мало на что влияет. И именно в этом хорошо отражается подход сценаристов и режиссера «Семи шагов»: они добавили в фильм много долгоиграющих гэгов и почти что полноценных сюжетных линий, которые многие посоветовали бы выкинуть и забыть.
Взяв забавный сам по себе концепт, создатели будто так и не смогли решить, как именно на его основе построить конфликт для полновесной истории. И потому достали блокнот со всеми придуманными за жизнь шутками и выбрали все то, что им показалось забавным. Нам совершенно необязательно знать, о чем мечтает герой-функция Хармона или почему герои уехали в Лос-Анджелес — но нам все равно об этом рассказывают, и жаловаться, честно говоря, не хочется. Потому что, во-первых, эти маленькие «лишние» истории хорошо передают бесконечную любовь сценаристов к созданному ими жестоко-уютному миру. А во-вторых, это очень смешно.