Лиственницы с самоубийцами
The Sea of Trees / Море деревьев, 2015
Режиссер: Гас Ван Сент
Актерский состав: Мэттью МакКонахи, Наоми Уоттс, Кен Ватанабе, Джордан Джаварис, Кэтрин Аселтон, Эми Харуна, Джеймс Саито
Минувшей ночью на Каннском фестивале был торжественно освистан новый фильм Гаса Ван Сента The Sea of Trees («Море деревьев»). Верить людям на слово — дело неблагодарное, но на этот раз публика не врет — это и правда не лучший фильм Гаса.
История разворачивается в печально известном японском Лесу самоубийц, официально признанным «лучшим местом, чтобы умереть». После смерти своей жены, Артур, ученый, отошедший от дел и теперь работающий учителем в школе, приезжает сюда, чтобы свести счеты с жизнью. В лесу он встречает японца, приехавшего с этой же целью и после двухминутного разговора понимает, что жизнь ему все же дорога. Но по закону Мерфи мужчины не могут найти выход из леса, и пока они слепо блуждают среди деревьев, главный герой успевает многое переосмыслить и найти ответы на вопросы, не дававшие ему покоя с тех пор, как умерла его жена. Потерялся в лесу и нашел себя, в общем.
Так как фильм 2012-го года «Не сдавайся» не имел особого успеха, Гас, видимо, решил, что никто не заметит, если он снимет такое же кино, совсем немного переписав сценарий и сменив место съемок с хипстерского Портленда на более умиротворенный Лес самоубийц. Где-то мы уже это видели — призрак-японец, кто-то умирает от рака, ссоры с близкими, сцены на аппарате МРТ, посиделки у костра. Гас любит снимать фильмы про смерть, и в этот раз он решил достаточно примитивно объяснить зрителю, что у нас одна жизнь и нужно ее ценить. Ван Сента принято ценить за его честность, но еще больше за уникальный взгляд на мир, за то, что даже самые тяжелые темы ему удавалось подать легко, в его фильмах всегда присутствовала невинность, которой многим так недостает. Однако «Море деревьев» — мрачнейшая лента, убивающая в зрителе ощущение, что однажды жизнь снова наладится, хотя Гас из кожи вон лезет, дабы доказать обратное.
Актерский состав, однако, показывает беспрецедентно хорошую работу — Мэттью Макконахи еще раз доказывает, что «Оскар» ему дали не зря. Он все чаще стал выбирать себе роли ранимых или сломанных людей и, кажется, это стопроцентно его ниша. Он умеет играть так, что даже у самых бессердечных рано или поздно появится предательский ком в горле. Как и многие красивые женщины в драме, Наоми Уоттс не избежала участи быть побритой налысо, но это не единственный ее вклад в фильм. Уоттс рассказывала, что она писала Мэттью письма от лица своей геороини, а он ей отвечал — так актеры вживались в свои образы. Прием, несомненно, сработал: близость героев на экране передана идеально и дело не в больших красивых словах, а в маленьких деталях, не очень заметных, но очень важных.
В лучшие свои годы Ван Сент снимал дерзко, небанально и красиво. Теперь же он несколько скатился в абсурд и сделал некое подобие мистической драмы, после которой на душе остается чувство недоумения, хотя фильм предельно логично завершается и объясняет все, что нужно объяснить. Однако какие бы нелепости не происходили на протяжении фильма, Ван Сент все же заставляет зрителя после просмотра позвонить тому, кого он — зритель — любит. И спросить про любимый цвет и любимое время года. Стало быть, не такой уж и провал.