«Хищник»: Мы к вам заехали на час
Хищник/ The Predator
Режиссер: Шейн Блэк
В главных ролях: Бойд Холбрук, Треванте Роудс, Джейкоб Тремблей, Кигэн-Майкл Ки, Оливия Манн, Стерлинг К. Браун, Томас Джейн, Алфи Аллен
Дата премьеры в РФ: 13 сентября 2018
Корабль беглого Хищника совершает экстренную посадку на безвредной (в основном) голубой планете под названием Земля. Спасательная капсула с пришельцем приземляется прямо в разгар военной операции, руководимой снайпером Квинном (Бойд Холбрук). Тот находит элементы брони Хищника и после недолгой схватки, в которой погибает весь его отряд, сматывается с ценной находкой. Далее Квинн отправляет маску и наручники злобного пришельца сыну Рори (Джейкоб Тремблей), страдающему аутизмом, а сам идет сдаваться властям.
Очень скоро Квинн понимает, что правительство отлично знает, с чем ему пришлось столкнуться. Но из соображений безопасности его все равно отправляют в специализированное учреждение — туда, куда обычно уезжают люди, рассказывающие о контакте с зелеными человечками. Тем временем Хищник просыпается в лаборатории и начинает все крушить, а Рори, как будто смертоносного инопланетянина было мало, случайно вызывает еще одного — куда более смертоносного и жестокого.
Отношения Шейна Блэка и «хищной» франшизы сразу не задались. В 1987 году молодому сценаристу предложили роль в оригинальном «Хищнике», но как только Блэк приехал на площадку, оказалось, что продюсерам не очень-то нужны его актерские способности. На самом деле они хотели попросить автора «Смертельного оружия» переписать сценарий фильма. Шейн отказался, и в ответ закрепленному за ним персонажу Хокинсу надели идиотские очки (которые Блэк, по собственным словам, ненавидел) и оперативно пустили в расход, сделав первой экранной жертвой кровожадного пришельца.
Неизвестно, как сам Шейн Блэк отнесся к этому странному этапу своей карьеры, но сейчас кажется, что он, как минимум, затаил обиду. И когда спустя тридцать лет ему доверили снимать продолжение «Хищника», он с радостью согласился — не от теплых чувств к франшизе, а из-за отличного шанса для столь желанной мести. И нет, слово «месть» здесь не означает, что Блэк нарочно снял плохое кино: плохих «Хищников» и так хватает.
Блэк взял каждый отличительный признак оригинала и провел его через комнату с кривыми зеркалами — только, в отличие от нашей с вами реальности, у него этот аттракцион действительно смешной. Отряд бравых вояк в нем искажается в сборище поехавших психов: кто вовсю борется (безуспешно) с синдромом Туррета, кто по своим стреляет без особой причины, кто вообще инопланетян каких-то с дредами видит. Мускулы Шварценеггера проиграли уму мальчика-аутиста, пафосные ван-лайнеры стали долгими саркастичными рассуждениями, а фигура Хищника одновременно обмельчала и стала больше: первое в фигуральном, второе — в буквальном смысле.
Пришелец в новом «Хищнике» выступает незамысловатой метафорой или даже синекдохой ко всей франшизе. Внешне он все такой же страшный и опасный, людей спокойно рвет на части и совершенно отказывается умирать. Но, с другой стороны, мы все давно с ним знакомы и отлично понимаем, чего от него можно ждать — а значит, и должного эффекта он не вызывает. Поэтому и герои — своеобразное отражение зрителя — инопланетянина вроде как боятся, но не забывают над ним иронизировать, высмеивать схожесть с Вупи Голдберг и даже придавать сомнениям саму его «хищность». Последнее работает и как фирменный блэковский мета-юмор: ведь первым названием «Хищника» было именно «Охотник».
В общем, Шейн Блэк делает с «Хищником» то, за что многие критики хвалили Райана Джонсона и его восьмой эпизод «Звездных войн»: он смело ломает рамки серии, разбирает по частям все то, за что люди так любят оригинал. Только если Джонсон на деконструкции остановился, не в силах собрать из разбросанных кусочков что-то новое, Блэк идет дальше. Он соединяет привычную формулу «Хищника» со столь же привычной формулой «бадди-муви от Шейна Блэка» и выдает усовершенствованный гибрид — следующую эволюционную ступень, прозрачно отраженную в фильме новым, более мощным пришельцем.
Гибрид этот не совсем идеальный, с явным перевесом в сторону бадди-муви. Блэку гораздо интереснее препарировать странных героев, чем бегать за летающими тарелками или снимать красочные бум-бабахи — они тут и не особо, в общем-то, красочные. Экшн в «Хищнике» топорный, и в целом постановка художественной изысканностью не блещет. Фильм меньше всего выглядит как масштабный перезапуск популярной франшизы, это скорее маленькое мимолетное высказывание, никак не грозящее перерасти в глобальную мегаисторию. Даже финал, якобы намекающий на сиквел, больше похож на большую абсурдную шутку.
Да и вряд ли мы этот сиквел когда-нибудь увидим — отклик у фильма пока не слишком воодушевляющий, а Блэк не любит надолго связывать себя с крупными проектами. Впрочем, не очень-то и хотелось. В одну постмодернистскую реку второй раз все равно не войдешь, а это кино, режиссер, я уже смотрел.