Выбор редакции: «Партизан»
Сегодня в нашей рубрике мы расскажем об очередном сюрпризе с кинофестиваля Sundance — фильме Partisan Ариэля Клеймана, вдохновленном газетной статьей о колумбийских детях-киллерах.
В центре повествования — мужчина по имени Григорий (Венсан Кассель), организовавший вокруг себя гарем из женщин с трудными судьбами и воспитывающий их детей. Все вместе они живут в неком подобии фавелы на окраине города, разводят кур и занимаются садоводством. Патриарх держит каждого из членов семьи на коротком поводке и воспитывает детей по спартанской методике, не причиняя при этом вреда как привязанности подопечных, так и своему авторитету. Ловко подменяя понятия жестокости, сострадания и извращая детское восприятие внешнего мира в общем, Григорий учит отпрысков бить первыми и метко стрелять. Периодически ученики получают голубую папку со своеобразным «домашним заданием» и пистолет, которые они бережно носят в именных рюкзачках. Само собой, рано или поздно кто-нибудь из детей начнет задавать вопросы и поставит идеологию Григория под сомнение.
Сложно положить «Партизана» в какую-то определенную стопку: тут и притча о взрослении, и сюрреалистическая дистопия, и гиперреализм одновременно. Малолетние ассасины убивают людей за звездочки на ватмане, отмечая победы пением песен в стиле 80-х в караоке (за саундтрек, кстати, отвечают Джарвис Кокер, Robyn, Себастьян Теллье и Джозеф Маунт из Metronomy), и все это происходит в неизвестном месте, которое вполне может сойти за любой захолустный городок пост-советского пространства. Яркости пейзажам а-ля советский Детройт добавляют и акценты исполнителей главных ролей, среди которых нет ни одного носителя английского, а сцены, где мальчикам на день рождения дарят золотую цепь как символ мужественности пугают еще больше. Все это, конечно, не совпадение: в пока коротком послужном списке Клеймана значится обласканный в Каннах короткометражный фильм «Глубже, чем вчера» о русских подводниках в изоляции, а подготовкой актеров для съемок в «Партизане» занимался Дмитрий Пронин, руководитель Чеховской Драматической Студии в Мельбурне. Следует отметить, что Венсан Кассель — единственный профессиональный актер в проекте, чему удивляешься: иногда бездонные глаза четырнадцатилетнего Жереми Шабриеля обыгрывают даже его.
«Партизан» хочется сравнить с «Клыком» популярного сегодня Йоргоса Лантимоса, и не только потому, что оба фильма — о детях, выросших в тюрьмах, созданных их бесноватыми родителями. И Клейман, и грек обладают умением полностью окунуть зрителя в атмосферу сумасшествия, и к тому же, австралиец тоже заканчивает фильм так, чтобы люди ломали голову и после титров. С таким полнометражным дебютом как «Партизан» сам себе режиссер/сценарист/монтажер Ариэль Клейман определенно попадает в список молодых кинематографистов, за чьей карьерой нужно следить. Надеемся, и у него появится свой «Лобстер», проводник в Голливуд.