«Окно в Европу-2019». Фестивальный дневник, часть 3

Вчера в Выборге закончился кинофестиваль «Окно в Европу», и мы рассказываем о последних просмотренных картинах. Отличная драма Натальи Назаровой о столкновении столицы и глубинки, новая комедия Павла Руминова (снял имя с титров) и якутский фильм о непростых отношениях матери и сына.


Нет бога кроме меня
реж. Дмитрий Давыдов


Кадр из фильма / «Окно в Европу»

Руслан живет в небольшой якутской деревне с теряющей рассудок матерью — после очередной ее выходки с ружьем односельчане вежливо просят семью переехать в город. «Нет бога кроме меня» — это крепко сделанная драма о постепенном угасании ближнего и беспомощности тех, кто находится рядом. Грань между трогательностью и манипулятивностью в таких больных темах очень тонка, и довольно часто режиссер нарушает этот баланс. В течение всего фильма прослеживается отличная мысль об отсутствии в некоторых ситуациях «правильного» или «неправильного» выбора, но вымученная, разжеванная и затянутая концовка, к сожалению, убивает ее.


Я свободен
реж. Илья Северов


Кадр из фильма / «Окно в Европу»

Главный герой сделал нечто ужасное, и его отправили в летний лагерь у моря, где ему приходится общаться (точнее, не общаться) с немногими оставшимися там подростками. Если мыслить ассоциациями, то это как если бы «Дивергент» был еще более плохим фильмом. С самого начала происходит нечто непонятное в непонятном месте, и объяснение всему происходившему, которое мы в итоге получаем, никак не оправдывает полтора часа зрительского внимания. Напыщенные загадочные диалоги, неизбежное как смерть слоу-мо, а из хорошего — снято в очень красивых местах, но в данном случае моря очевидно недостаточно.


Простой карандаш
реж. Наталья Назарова


Кадр из фильма / «Окно в Европу»

Петербуржская художница Антонина (замечательная Надежда Горелова) приезжает в отдаленное село вслед за мужем (Владимир Мишуков), попавшим в тюрьму по сфабрикованному, по словам героини, делу. Она устраивается в местную школу преподавателем рисования и искренне желает показать сельским ребятам прекрасное, но сталкивается с равнодушием окружающих взрослых и грубой силой местных бандитских авторитетов.

Карандаш против бревна, столица против глубинки: маленькая частная трагедия большой страны. С невероятным вкусом (от органичного вплетения такого количества проблем до цветокоррекции и костюмов) сделанная картина. Безнадежность здесь отлично уживается с надеждой, а право ответить на все вопросы однозначно уходит зрителю.


Успех
реж. Павел Руминов, снял имя с титров


Кадр из фильма / «Окно в Европу»

Павел Руминов («Машина любви», «Дизлайк», «Статус: Свободен») снял очередную комедию, а потом снял свое имя с титров. Извините, захотелось пошутить в стиле этого фильма. Роман Курцын в образе Курта Кобейна подкатывает к Юлии Снигирь под предлогом того, что она похожа на Пи Джей Харви. Они создают свою группу и уверенно идут к успеху, но тут героиня беременеет, и ребенок ставит крест на карьере родителей. Звучит многообещающе, но в итоге становится ясно, что в начале нас просто пытаются сбить с толку неймдроппингом. К сожалению, фильм начинается рок-н-роллом, а заканчивается нео-шансоном. Кавер на Friday I'm in Love и толстовка Talking Heads не спасают начавшуюся бодро комедию от падения в пропасть слезовыжимательной драмы. Гомофобная шутка в конце (и это рядом с героем, который считает себя воскресшим Куртом Кобейном, алло) делает контрольный в голову.