«Окно в Европу-2019». Фестивальный дневник, часть 1

В славном городе Выборге два дня назад начался фестиваль российского кино «Окно в Европу». Пока мы посмотрели только плохие фильмы (не считая анимации от Константина Бронзита, но это 16 минут счастья против десятка часов мучений), и рецензии хочется писать в формате бесконечного крика в форточку. Впрочем, первый фестивальный дневник таким и получился.


«Он не может жить без космоса»
анимация, короткометражный, реж. Константин Бронзит


Фото / Кадр из тизера

Пока что лучшие 16 минут, проведенные на фестивале. Пронзительная история о мальчике, который хотел улететь в космос, и маме, которая не хотела его отпускать, now it's time to leave the capsule if you dare, как пел Дэвид. Отсутствие слов, минимум деталей — но если уж какие-то предметы появляются в кадре, берегитесь, слезные железы. Каждая секунда фильма продумана настолько, что размышлять о ней можно часами. Учитывая, что на производство картины ушло 3,5 года, такое распределение времени выглядит справедливым.


«Конец сезона»
реж. Константин Худяков


Фото / YouTube

Пресная драма для «России 1» о трех сестрах (угадайте, сколько раз за фильм звучит шутка про Чехова), живущих в Прибалтике, мечтающих вернуться в Москву и строящих отношения с мудаками. Конечно, все рушится из-за темного прошлого™ мудаков, плохо практически всем, но и, честно говоря, все равно. Жаль замечательных актеров, которым пришлось в этом участвовать и озвучивать диалоги, построенные по схеме:

Героиня: «Банальность банальность?»
Герой: «Банальность! Банальность банальность! Банальность, банальность банальность. Банальность!»


«Фатеич и море»
документальный, реж. Алина Рудницкая, Сергей Винокуров


Фото / Message to Man

Медитативная по форме и печальная по содержанию документалка о старике, собственно, Фатеиче, который с семьей ведет рыболовное хозяйство под Владивостоком и борется с браконьерами. На самом деле выборгская секция «Копродукция» — это как берлинская «Панорама»: скорее всего, ты полтора часа будешь смотреть на то, как живут другие люди, и в этом почти всегда есть свое очарование.


«Семь пьяниц»
реж. Сергей Кузнецов


Фото / Окно в Европу

Фильм в жанре «трэш-вестерн», пародия на жанр (и лично на Квентина Тарантино и Клинта Иствуда) со всеми прилагающимися «ха-ха, смотрите, маскулинность». Не без удачных моментов, но в целом картина поедает саму себя: если уж высмеиваешь клише, то лучше делать это весело.


«Как новый»
реж. Евгений Шелякин


Фото / Окно в Европу

Пожилой мужчина просыпается в Таиланде, не помнит даже собственное имя и пытается построить жизнь на новом месте: получается сносно, но периодически возникают флешбэки с участием Владимира Мишукова. Критики ругают картину за фальшь, но, как по мне, это неплохое коммерческое зрительское кино, которое может понравиться вашим родителям, а в этом непопулярном жанре режиссерам без нее почему-то сложно обойтись. Правда, к концу градус «фильма, снятым хорошим человеком для людей, у которых есть сердце» становится просто невыносим.