«Окно в Европу-2018». Фестивальный дневник, часть 1

Дорогой дневничок, каждый год мы с друзьями приезжаем в удивительный город Выборг, чтобы посмотреть новое российское кино. В первом выпуске нашего фестивального дневника — новый фильм режиссера «Географ глобус пропил», биография драматурга Александра Вампилова, «хороший мальчик» Семен Трескунов, белорусский кандидат на «Оскар» (спойлер: прекрасный) и якутская лента, выигравшая ММКФ-2018.


В Кейптаунском порту
реж. Александр Велединский, в ролях: Евгений Ткачук, Владимир Стеклов, Сергей Сосновский, Александр Робак, Виктор Раков, Юрий Кузнецов, Юлия Ауг

Фильмом открытия в этом году стала новая картина Александра Велединского, одного из создателей сериала «Бригада» и режиссера «Географ глобус пропил». Перед началом показа Александр предупредил, что фильм, вообще-то, не совсем готов — монтаж черновой, нет титров, цветокоррекцию сделать тоже не успели. Звучит уже так себе, но если бы это было главной проблемой!

К сожалению, «В Кейптаунском порту» — еще один кирпич в стене плохих реализаций неплохих идей. Несколько историй постепенно сплетаются в одну: в задумке — изящно, на деле — топорно. Прибавьте ко всему этому неуместное морализаторство и раздражающий избыточный пафос — официант, у меня в супе bullshit bingo. Можно, конечно сделать скидку на то, что фильм еще будут доделывать, но вряд ли его полностью перемонтируют — так, чтобы можно было смотреть.


Облепиховое лето
реж. Виктор Алферов, в ролях Андрей Мерзликин, Сергей Агафонов, Сергей Каплунов, Анна Перелешина

«Облепиховое лето» — история непростого пути к успеху драматурга Александра Вампилова. Из хорошего здесь стоит отметить игру Андрея Мерзликина, из плохого — все остальное. Не совсем понятно, например, зачем нужно было перевирать биографию писателя: как минимум, обстоятельства его гибели. Неуместная двусмысленность убивает малейшие попытки понять героев, а странные визуальные решения вроде размытой московской то ли хроники, то ли видения (еще и в сепии) ужасно раздражают. Истории Вампилова и людей из его окружения существуют будто отдельно, в отрыве друг от друга. Театральный опыт режиссера здесь тоже вставляет палки в колеса: все выглядит так, будто ты пришел на неудачную репетицию второсортного спектакля. В итоге мы не получаем ни внятной биографии, ни представления о том, чем жил герой, ни четкого высказывания.


У ангела ангина
реж. Оксана Карас, в ролях: Семен Трескунов, Мария Крылова, Евгений Цыганов, Николай Фоменко, Юлия Ауг, Таисия Вилкова, Ирина Пегова, Александр Яценко

Новый фильм Оксаны Карас (отличный «Хороший мальчик») с первых кадров подкупает своей очаровательной наивностью: пылкая любовь, счастье через край, лето, яхта, парус, вот это все, что у Карас получается замечательно. Но потом картина пафосным стихотворением переключается на вторую часть — военное время, и вот тут начинаются проблемы. Лента тщательно старается давить на слезные железы, местами успешно, но даже утираясь платочком, понимаешь, что это очень дешевый эффект. Из хорошего — нереальное количество талантливых актеров на квадратный метр.


Хрусталь
реж. Дарья Жук, в ролях: Алина Насибуллина, Иван Мулин, Юрий Борисов, Светлана Аникей, Илья Капанец

Минск, 90-е. Молодая диджейка Веля (восхитительная Алина Насибуллина из «Витьки Чеснока») мечтает поехать в Чикаго — окунуться в местную богатую музыкальную культуру. Вот только «стронг коннекшнз» с родиной, которые могли бы убедить американских консулов в том, что девушка вернется в Беларусь, нет. Это решается парой липовых справок, но вот незадача: на фейковый рабочий номер, проставленный в заявлении на визу, оказывается, будут звонить. Рандомно проставленные цифры заносят Эвелину в поселок Хрустальный к незнакомой семье, где девушка будет вынуждена целую неделю сидеть около телефона в ожидании заветного звонка.

Фильм уроженки Беларуси Дарьи Жук, живущей в США, настолько хорош, что страна впервые за десятки лет выдвинула кандидата на «Оскар». По части смыслов это достаточно избыточное кино, но в этом его прелесть. Конфликт на конфликте и конфликтом погоняет: столица vs провинция, стабильность vs спонтанность, дочки vs матери. Распад СССР — время нищеты и повсеместного мошенничества или долгожданная свобода? Уезжать из места, которое тебя не устраивает, или «где родился, там и пригодился»? Главная героиня ни на секунду не сомневается в том, как ответить на эти вопросы. Да, в какой-то момент на нее (и на всех зрителей) обрушится ужасающая реальность. Да, американская мечта иногда разбивается вдребезги, но из ее осколков можно собрать, например, хрустального лебедя.


Царь-птица
реж. Эдуард Новиков, в ролях: Степан Петров, Зоя Попова, Афанасий Федоров

30-е годы, к пожилой якутской паре, живущей глубоко в тайге, прилетает орел, которого здесь называют не иначе как «царь-птица». Сначала с помощью знакомого шамана герои «выясняют», что это наказание за давние грехи — вместе с птицей приходят болезни и прочие тревожные знамения. Но затем как-то все стерпливается, слюбливается — и вот уже беркута приглашают на празднование Рождества и проч. и проч. Фильм открывает какое-то невероятное пространство для интерпретаций (особенно при том, что герои и их прошлое лишь набросаны легкими штрихами), настолько метафорична фигура прилетевшего беркута.

«Царь-птица» — еще один представитель выдающейся «якутской волны», которая в последние годы тихо, но уверенно накрывает российское кино (и это круто). Сказать категоричное «лучший» представитель, наверное, нельзя, но этот фильм точно является неким промежуточным итогом, собравшим все лучшее, что есть в этом направлении. Отрадно, что якутское кино наконец-то отметили и в России — главным призом ММКФ-2018, хотя до этого региональные картины неоднократно отмечались в конкурсных и внеконкурсных программах международных фестивалей уровня Берлинале. Что же, лучше поздно, чем никогда.