NYFF: «Тар»
Лидия Тар (Кейт Бланшетт) — знаменитая дирижерка, работающая в лучших концертных залах мира, она преподает в Джульярде как приглашенная экспертка и готовится выпустить собственную книгу. Лидия живет на две страны: часто приезжает по работе в Нью-Йорк, а семья ждет в Берлине. Абсолютно идеальная оболочка жизни Лидии начинает трещать по швам, когда становится известно о смерти ее бывшей ассистентки. В самоубийстве девушка обвинила Лидию, после чего начали всплывать на поверхность истории о рабочих интрижках дирижерки. В это же время Тар продвигает понравившуюся ей виолончелистку в оркестре, но карьера и семейная жизнь стремительно разваливаются.
Тодд Филдс, кажется, единственный человек, который продуктивно провел карантин: в начале 2020-го студия дала ему карт-бланш на новый проект, и он суммировал свои размышления в «Тар». Поскольку центральный персонаж — это буквально магнитный центр всей истории, сложно представить себе другую актрису, которая смогла бы вывезти на себе фильм прямиком в бурлящее жерло наградного сезона. Филдс написал сценарий, держа в уме Кейт Бланшетт, и не прогадал: актриса преподносит реплики так же хорошо, как героиня дирижирует. Тар объясняла, как одна и та же мелодия может по-разному звучать под предводительством разных дирижеров, так вот, подобный ритм может выдать только Бланшетт, а в ее игре нет ни одной фальшивой ноты. Если на секунду выпасть из реальности, может показаться, что мы смотрим байопик о реально существовавшей Лидии Тар, настолько безупречно Бланшетт простроила партию своей героини.
Фильм отвечает на мучающий последние несколько лет вопрос: «Можно ли отделить искусство от творца», — сам ответ (финал) неутешительный, зато исчерпывающий. Уловка в том, что в Лидию Тар невозможно не влюбиться, героиня Бланшетт настолько очаровательна, что раскиданные ею по ходу сюжета красные флажки игнорируешь до последнего. Чем сильнее разгоняется сюжет, тем чаще зрителя отбрасывает в первые 30 минут фильма, где Тар отстаивала Баха в споре со своим студентом, неловко пытавшимся «отменить» композитора за его грехи. Она настаивала, что насилие над женщинами, отмеченное в биографии Шопенгауэра, никак не влияет на его творения. Хотя в открывающей сцене (длинном интервью в Lincoln center) она противоречит сама себе, утверждая, что для того, чтобы понять произведение, нужно вникнуть в жизнь автора.
«Тар» сложно втиснуть в жанровые рамки, правда тут в глазах смотрящего: фильм может быть и ситуативной черной комедией, и тяжеловесной драмой — зависит от вашего восприятия. По той же причине финал не ставит точку в обсуждении заглавной темы, а скорее подталкивает уже к дальнейшей дискуссии за пределами кинотеатра. Самые неловкие беседы будут проходить в Голливуде, на вечеринках после наградных церемоний, ведь «Тар» уже получил призы от критиков, собрал главные номинации на «Золотом глобусе» и уверенно движется в сторону «Оскара».