Преступление и Наказание
На Каннском кинофестивале, вне конкурса, показали новый фильм Вуди Аллена «Иррациональный человек» с Хоакином Фениксом, Эммой Стоун и Паркер Поузи в главных ролях. Критики фильм приняли довольно тепло, да и мы остались довольны. Как тут не порадоваться пузатому Фениксу, страдающему под легкий джазовый аккомпанемент.
Профессор философии Эйб Лукас, переживающий экзистенциальный кризис и творческий застой, не боится расстаться с жизнью, играя в русскую рулетку в образовательных целях и пьет как латентный ирландец. Муза давно его покинула, что стало следствием комплексного пакета ментальных проблем и полной потери интереса к жизни. Но в то же время, Эйб остается одним из лучших и уважаемых профессоров философии, хоть долгие годы и не может выдавить из себя ни одной строчки для написания новой книги. За лишним весом и потрепанным видом все еще сохранились харизма и былое очарование, которые безотказно действуют на женщин. Получив работу в колледже Braylin, он переезжает жить в Нью-Ингленд, и эта новость быстро разносится по городку, ведь репутация преподавателя идет на шаг впереди его самого. Во время лекций, Эйб знакомится со своей одаренной студенткой по имени Джилл, которая восхищалась работами профессора и так сильно предвкушала встречу, что умудрилась вызвать ревность у своего бойфренда. Эйб и Джилл находят много общих тем для обсуждений, например, тщетность бытия, философия Кьеркегора или ситуационная этика. Они проводят много времени вместе, вызывая этим пересуды у всего колледжа. Но несмотря на то, что окружающие приписывают им роман, пара с горем пополам сохраняет платонические отношения, ведь у Джилл есть перспективный бойфренд, а Эйб время от времени встречается с отчаянной коллегой – профессором химии по имени Рита, которая мечтает сбежать из своей скучной жизни куда-нибудь в Барселону. Джилл всеми силами старается вернуть Эйбу интерес к жизни, но любая попытка терпит крах. А теперь мы начинаем ходить по ох****о тонкому льду, так как далее раскрывать подробности сюжета довольно опасно.
Если вы один из тех людей, которые ждали триумфального возвращения классического Вуди Аллена и негодовали по поводу его последних работ, то вот, получите. Без регистрации и смс. Woody is back! Центральный персонаж, как всегда, философ-неврастеник с кучей умных мыслей по поводу устройства мира и бесконечным обаянием. Короче говоря, Хоакин отлично сыграл еще одну вариацию Вуди Аллена, который в силу своих лет уже не может исполнять главные роли в собственных фильмах. Бесконечной харизме Эммы Стоун мы вообще когда-нибудь посвятим песню. Уже становится сложным представить новые работы Аллена без его свежеиспеченной музы.
Фильм богат на остроумные диалоги, в этот раз обошлось без заготовленных мест под шутки, но не рассмеется на сеансе, пожалуй, только глухой или мертвый. Далее сюжет принимает хичкоковский оборот, комедия потихоньку превращается в триллер, юмор чернеет, как репутация Линдси Лохан, в ход идет Достоевский, которого так любит цитировать режиссер, и в итоге мы получаем совершенно неожиданный финал.
Правда, ничего кардинально нового от Вуди ждать не стоит, так как свойственные для Аллена размышления на тему экзистенциализма проходят уже не первый круг переработки. Но в то же время грех жаловаться, потому что конечный результат (нечто среднее между «Энни Холл» и «Матч пойнтом») не может не порадовать зрителя. По идее, останутся довольны все: фанаты Вуди, случайно попавшие в кинозал обыватели и даже зануды-эстеты.
Катерина Карслиди