Гид по ММКФ-2019
18 апреля стартовал Московский Международный кинофестиваль, чья размашистая программа наверняка лишит вас покоя и сна. Мы достали свои фестивальные шпаргалки, немного погадали на конкурсной карте и составили субъективный топ фильмов, на которые стоит потратить свое драгоценное время (или как минимум обратить внимание).
Основной конкурс
Jam / Импровизаторы
dir. Sabu
Фото / ММКФ
За красивым псевдонимом Сабу скрывается актер Хироюки Танака (его можно обнаружить в фильмах Такаси Миике), который в своей режиссерской ипостаси исследует мятежные души и тягу к перемене мест. Один город, три разные истории — Хироси поет традиционные японские баллады и пользуется популярностью у пожилых дам; Такэру делает три добрых дела в день, надеясь, что так выведет свою девушку из комы; Тэцуо мстит якудзам, из-за которых попал в тюрьму. Сабу свободно тасует настроения и ритмы, не заботясь о жанровых границах: от печали до радости здесь меньше, чем один шаг.
Эпидемия. Вонгозеро
реж. Павел Костомаров
Фото / ММКФ
Видный документалист («Срок. Начало большой истории») и оператор («Долгая счастливая жизнь») Павел Костомаров в своей новой работе отходит от бьющей в лоб правды жизни и превращает Москву в место, где страшный вирус разрушает все. От глобальной катастрофы режиссерский взгляд быстро перемещается к частному: он фокусируется на группе людей, которая добирается до Карелии, где планирует спастись и начать все с нуля. Но неизвестно, что страшнее — внешняя угроза или те, кто рядом.
Эту историю изначально снимали в формате сериала для канала ТНТ-Premier. Первую серию недавно показали на престижном фестивале CannesSeries. То, что зрители увидят на ММКФ — специальная 90-минутная киноверсия с вполне себе четкими прокатными планами.
Надо мною солнце не садится
реж. Любовь Борисова
Фото / Yandex
После ссоры с отцом Алтан приезжает работать на Крайний Север, где знакомится со стариком Байбалом. Тот прибыл на безлюдный остров добивать остатки своих дней. Алтан начинает общаться с Байбалом и узнает, что где-то у него есть дочь. Парень уговаривает старика завести нечто вроде видеоблога, который поможет найти девушку, а заодно убедить Байбала, что в жизни еще много интересного. Главный двигатель якутского кино в массы «Сахафильм» принес нечаянную тихую радость: небанальный, но чистый и веселый фильм.
8 1/2 фильмов
Doubles vies / Нон-фикшн
dir. Olivier Assayas
Фото / IFFR
В центре сюжета нового фильма Ассайаса — владельцы издательства, которые вынуждены искать новые варианты развития своего бизнеса в условиях меняющегося рынка и цифровой революции. Но, как это часто бывает с французами, они скорее предпочтут потехе время, а делу — час, поэтому на протяжении всего хронометража мы наблюдаем непрерывную болтовню с рассуждениями о гаджетах, любви и политике.
Ассайас снял очень актуальную и доступную комедию, название которой все-таки хочется русифицировать как «Двойная жизнь». Здесь прошлое сталкивается с настоящим, аналоговое с цифровым, а каждый персонаж спит как минимум с двумя людьми (не одновременно). В фильме смешно шутят про Бергмана, Тейлор Свифт и «Белую ленту» Ханеке, хоть порой это и принимает форму высокоуровнего юмора для ярых знатоков кинематографа. Режиссер не ставит цель отчитать человечество за то, что мы слишком много сидим у компьютера, а всего лишь напоминает нам, что самые важные вещи всегда будут происходить по другую сторону монитора.
In Fabric / Маленькое красное платье
dir. Peter Strickland
Фото / TIFF
Питер Стриклэнд («Студия звукозаписи „Берберян“», «Герцог Бургундии») не привык миндальничать с широкой аудиторией, и его новый фильм, заявленный как хоррор, кажется, тоже не намерен брать пленных. История про маленькое красное платье, на которое наложено проклятие — это идеальный материал для эстетских игр, кивков в сторону джалло и создания обоев для вашего рабочего стола. Однако Стриклэнд смотрит шире: под ледяной кровавой красотой скрывается много горьких и едких мыслей на тему непростой человеческой природы.
Werk ohne Autor / Работа без авторства
dir. Florian Henckel von Donnersmarck
Фото / WALT DISNEY GERMANY/DPA
Сюжет фильма «Работа без авторства» частично основывается на истории жизни Герхарда Рихтера. Переживший все ужасы войны Курт (Том Шиллинг) решает стать художником. Он поступает в академию, где знакомится со своей будущей женой, а затем они вместе несутся от идей социализма в западную Германию.
Своим новым фильмом Доннерсмарк, кажется, извинился перед всеми за «Туриста» и напомнил нам о существовании «Жизни других». В «Работе без авторства» сплетаются в клубок идеи нацизма, коммунистические теории и любовь, способная преодолеть любые препятствия. С технической точки зрения к картине претензий нет, кроме того, за три часа режиссер ни разу не скатывается в манипулятивную драму и не пытается выбить из зрителя слезу любой ценой.
Эйфория наваждений
Gospod postoi, imeto i' e Petrunija / Бог существует, ее имя – Петруния
dir. Teona Strugar Mitevska
Фото / ММКФ
«Бог существует, ее имя — Петруния» — кино, которое подкупает с самого первого кадра. Легкая и ироничная подача работает как контрастный душ на фоне остальных фильмов-тяжеловесов конкурсной программы. Одной из самых ярких македонских постановщиц Теоне Стругар Митевской (в 2001-м году она получила второстепенный приз на Берлинале за картину «Вета») удалось снять совершенно зрительское кино: милое, смешное и обаятельное, при этом не лишенное мощного морального посыла.
Подробнее читайте в нашей рецензии
Répertoire des villes disparues / Антология города-призрака
dir. Denis Côté
Фото / Robert Naylor
Черное авто резко сворачивает с обледеневшей дороги и врезается в сарай, стоящий на обочине. Все 215 жителей канадской деревушки Ирене-ле-Неж в шоке: в поселении давно не было смертей, и к гибели 21-летнего хоккеиста Симона никто не был готов. Все уверены в том, что это был суицид, но семье погибшего с этим смириться трудно.
Мэр города (с говорящей фамилией Смолвуд) отказывается принимать помощь от Квебека, а жителей не обеспокоило ни закрытие шахты, ни суицид подростка — зато они настороженно смотрят на детектива в хиджабе, приехавшую расследовать странные случаи. Серые тона и планы, снятые с ручной камеры, лишь усиливают чувство тревоги. Уезжать — если хватит сил — единственный способ. Но куда мы уходим и зачем вообще идем, непонятно. «Антология города-призрака», основанная на одноименной книге Лоуренса Оливье, категорически отказывается давать какие-либо ответы.
Alpha: The Right to Kill / Альфа, право убивать
dir. Brillante Mendoza
Фото / THR
Киноверсия мини-сериала Мендосы «Амо» для Netflix о филиппинской наркополитике вместила в себя все те же реалии и лица: даже главного героя, президента Филиппин Родриго Дутерте, снова играет Аллен Дизон. Те, кто видел «Бойню» (за которую Мендоса когда-то получил веточку в Каннах за режиссуру и нагоняй от Роджера Эберта в рецензии), тот прекрасно представляет, что его ждет — кровавая встреча жанрового кино с почти документальным реализмом.
Фильмы, которых здесь не было
Pájaros de verano / Перелетные птицы
dir. Cristina Gallego, Ciro Guerra!
Фото / The Orchard
Колумбийского постановщика Сиро Герра нельзя назвать плодовитым автором, однако стреляет он метко: его работы привечают на таких фестивалях, как «Сандэнс» и «Сан-Себастьян». В Каннах на него тоже обратили внимание — награды была удостоена картина «Объятия змея». На ММКФ покажут его прошлогодний фильм «Перелетные птицы» — красочную работу о временах расцвета наркоторговли в Колумбии.
Сашин ад
реж. Никита Лаврецкий
Фото / ММКФ
Белорусский режиссер и кинокритик Никита Лаврецкий привезет на фестиваль свой пятый полнометражный фильм, снятый на VHS при нулевом бюджете. Дух старой школы: картина, маркированная автором как «эмо-хоррор», расскажет историю развиртуализации Саши (битмейкер из Белоруссии) и Оли (рэпер из Бельгии), которые встречаются в Минске, чтобы дать совместный концерт.
Koko-di Koko-da / Коко-ди Коко-да
dir. Johannes Nyholm
Фото / ММКФ
Шведско-датский психологический фильм ужасов Koko-di Koko-da — одна из самых интересных находок недавнего «Сандэнса». Создатели интригуют каким-то козырным сюжетом, обещая хоррор-версию «Дня сурка», выстроенную на грани реальности и вымысла.
Главные герои фильма — семейная пара, переживающая тяжелую трагедию. В надежде восстановить отношения они отправляются в поход, во время которого попадают в лапы странных бродяг. Под аккомпанемент странной мелодии из музыкальной шкатулки криповатые незнакомцы отправляют супругов во все круги ада по очереди, заставляя раз за разом переживать один и тот же жуткий день.
Мастера
Peterloo / Петерлоо
dir. Mike Leigh
Фото / Variety
«Петерлоо» Майка Ли — великая картина великого художника. Его экранизация знаменитой манчестерской бойни – будто ожившее полотно Делакруа, красивое и мастерски сделанное кино.
Действие разгоняется с такой же скоростью, как и сюжет в книгах большинства классиков 19-го века, то есть очень медленно. За это время мы знакомимся со всеми героями (их много), каждого из которых узнаем чуть ли не лучше себя, и погружаемся в атмосферу того времени. В фильме довольно много пересекающихся линий с разными персонажами, но зритель все равно не теряет фокус и не путается в лицах.
Мир искусств
Divino Amor / Божественная любовь
dir. Gabriel Mascaro
Фото / THR
Обладатель приза Венецианского кинофестиваля Гэбриел Маскаро отказывается сходить с протоптанной дорожки. В его новой картине «Божественная любовь», как и в прошлых работах, все так же много секса и неона.
В центре сюжета — женщина по имени Джоана, которая отчаянно пытается зачать ребенка. В мире будущего, где религия захватила первенство над активно растущими высокими технологиями, семья воспринимается как дар и великая ценность, а развод равносилен большому греху. Каждую неделю Джоана с мужем ходит на психологический тренинг для семей, переживающих трудный период, который больше похож на оргию. В какой-то момент она узнает, что беременна, однако прекрасную новость омрачает один важный момент — этот ребенок не от ее мужа.
Фильм закрытия
Meeting Gorbachev / Встреча с Горбачевым
dir. Werner Herzog, Andre Singer
Фото / Variety
Документальный Херцог — всегда радость. На этом поле режиссер стреляет без промахов, за какую тему бы не взялся: высокие технологии, дикая природа, гениальные сумасшедшие. На этот раз в поле внимания Вернера попал последний Генсекретарь ЦК КПСС, которому, видит Бог, есть что рассказать. Кроме прочего, на этом проекте продолжает пробовать себя как режиссер Андре Сингер, продюсер, опекавший такие документальные глыбы, как «Мой лучший враг – Клаус Кински» и «Акт убийства».