Пьяный Мадс и лже-фарси: 7 фильмов ММКФ, на которые стоит обратить внимание

Сегодня полноценно стартовал 42-й Московский международный кинофестиваль. В этом году он начался со скандала: фильм режиссера Дживана Аветисяна «Врата в рай», рассказывающий историю о конфликте в Нагорном Карабахе, исключили из внеконкурсной программы «Вокруг света». По словам программного директора фестиваля Кирилла Разлогова, исключение картины не имеет отношения к национальности режиссера, причиной послужила тема картины.

Кроме того, критиков уже успело возмутить странное эмбарго на фильм открытия «Серебряные коньки»: писать о картине ничего нельзя до 1 декабря.

В общем, кажется, ММКФ делает все, чтобы отбить желание посещать фильмы программы, но если вы все-таки вопреки скандалам решите заглянуть в расписание, то вот семь фильмов, которые заслуживают внимания (в крайнем случае, их можно будет потом дождаться в «цифре»).


Druk / Еще по одной
dir. Thomas Vinterberg
Программа: Фильмы, которых здесь не было


Cannes Film Festival

«Фильм про четырех учителей, которые немного застряли в своей жизни и теперь экспериментируют с алкоголем» — так описывает «Еще по одной» Мадс Миккельсен, исполнивший в фильме главную роль. В принципе, звучит отлично. После масштабного (и не самого удачного) «Курска» Винтерберг, судя по всему, решил вернуться к более камерному формату и заодно в родные пенаты: картину снимали в Дании. Хороший знак?

К слову, про дивный сюжет. Пресловутые учителя старших классов не просто будут бесцельно набухиваться весь фильм, у них есть нечто вроде миссии: проверить, способно ли опьянение раскрыть неожиданные способности человеческого разума. Помимо Мадса, к Томасу вернулся Томас Бо Ларсен, с которым режиссер работал на фильмах «Охота» и «Торжество».


Persian Lessons / Уроки фарси
реж. Вадим Перельман
Программа: Специальные показы


IMDB

Вадим Перельман, уроженец Украины, ныне американец, знакомый российскому зрителю по сериалу «Измены» (а зарубежному — по громкому дебюту «Дом из песка и тумана») снял мейнстримное холокост-муви: без дерзких ходов, однако достаточно нетривиальное.

Потенциально комический сюжет (чтобы не умереть, еврей выдает себя за перса и учит немца в концлагере выдуманному фарси) у Перельмана разворачивается в трагикомедию, где Ларс Айдингер судорожно зубрит случайный набор букв, а хитрый лже-перс из раза в раз избегает наказания. Самая яркая лингвистическая деталь истории состоит в том, что в один момент герой начинает создавать лексику из имен заключенных: сам того не понимая, немец увековечивает список жертв нацизма, как минимум в своей голове.


The Projectionist / Киномеханик
dir. Abel Ferrara
Программа: Мастера


Playlist

Документальный фильм о Николасе Николау, человеке, прошедшем путь от простого киномеханика до владельца кинотеатра (пусть и небольшого). Николас начинал в 70-е, причем на старте карьеры он работал в порно-кинотеатрах. На его глазах происходили важнейшие изменения в индустрии: от заката фильмов откровенного содержания (и почти полного исчезновения их с больших экранов) до расцвета крупных сетей, с их отполированными расписаниями и безликими интерьерами.

Кинотеатр, которым Николау владеет сейчас — один из последних оплотов независимого духа в Нью-Йорке, место, где до сих пор можно посмотреть кино за небольшие деньги. Феррара недавно сетовал на то, что его родной город утратил былое величие и стал слишком пафосным («я не буду платить десять евро за бутылку воды»), видимо, «Киномеханик» — еще один невеселый комментарий к ситуации.


Vanamehe film / Фильм старика
dir. Oskar Lehemaa, Mikk Mägi
Программа: Анимация


Hea Film

Пластилиновая мультипликация — относительно редкая радость в наши дни, поэтому имеет смысл хвататься за любой удачный вариант.

«Фильм старика», проект двух эстонских режиссеров (один из них, Микк Мяги, также известен по работе над сценарием к фильму «Класс» Ильмара Раага), показывает обманчиво нежную картину детства на ферме. Три мальчика коротают теплые деньки у дедушки, который даже разрешает им что-то делать по хозяйству. Конечно, ни к чему хорошему это в итоге не приводит: городские шалопаи случайно теряют корову и у них есть ровно сутки, чтобы найти ее и подоить, иначе вымя бедняги лопнет.


Tipografic majuscul / Заглавными буквами
dir. Radu Jude
Программа: Фильмы, которых здесь не было


Berlinale

«Прописные буквы» — формалистская трагикомедия румынского режиссера Раду Жуде, основанная на реальном задокументированном случае, произошедшем в 80-х. На стенах Бухареста обнаружили несколько вызывающих антигосударственных надписей. Долго искать подозреваемого не пришлось: им оказался обычный подросток из старшей школы. Так как при нынешнем правителе государственный аппарат гуманнее и лояльнее, чем раньше, службе безопасности досталась плевая задача — перевоспитать мальца.

«Прописные буквы» — одновременно жуткий (потому что рассказывает об ужасах тоталитаризма) и уморительный (потому что все его ситуации, диалоги и особенно реальные документальные кадры невероятно абсурдны) фильм о лжи и пропаганде, но без излишнего морализаторства.


Systemsprenger / Разрушительница системы
dir. Nora Fingscheidt
Программа: Время женщин


Berlinale

Бенни — девятилетнее белокурое чудо, в прямом смысле разрушающее все вокруг себя. В раннем детстве девочка пережила травматичное событие и с тех пор испытывает неконтролируемые приступы агрессии, систематически разбивает носы (и не только) всем окружающим и не дает дотрагиваться до своего лица никому, кроме матери. Проблема в том, что мать, в свою очередь, не готова к жизни с психологически нездоровым ребенком, поэтому Бенни кочует из одного детского приюта в другой, время от времени делая перерывы на психиатрическую клинику.

Дети, а особенно дети с заболеваниями — это sensitive subject, но Нора Финшелдт не выстраивает историю по однобокому сценарию «несчастный ребенок/жестокая система». Нет, героиня невероятно талантливой в своем безумии Хелен Зенгель — тот еще цветок жизни (разве что кактус), поэтому страдают все: и взрослые, и дети. Причем отрицательных персонажей в фильме вообще нет — все понимающие, терпеливые, поддерживающие, но иногда этого недостаточно и сделать ничего нельзя.


Мелодия струнного дерева
реж. Ирина Евтеева
Программа: Основной конкурс


ММКФ

Потенциально один из самых странных фильмов фестиваля. Ирина Евтеева работает с довольно непопулярными форматами: основную часть ее фильмографии занимает анимационный короткий метр. «Мелодия струнного дерева» — богато декорированное путешествие сквозь пространство и время поэта Хлебникова и его Ка, бессмертного двойника.