Берлинале 2016: Midnight Special
Одной из самых ожидаемых премьер Берлинского кинофестиваля был новый фильм Джеффа Николса Midnight Special, вдохновленный ранними сай-фай работами Спилберга и собственным отцовским опытом.
Ленту открывает сцена, в которой заботливый отец Рой (Шеннон) и его друг Лукас (Эдгертон) готовятся вывезти мальчика из мотеля, дожидаясь наступления темноты. По всем каналам трубят об их розыске, обвиняя Роя в похищении ребенка. С течением времени нас начинают все больше посвящать в детали происходящего: на самом деле малыш Элтон наделен сверхспособностями, на основе которых кучка религиозных энтузиастов успела построить новый культ. И ничто так не могло расстроить их предводителя, как пропажа Мессии. К делу о краже ребенка уже подключилась полиция, при расследовании обнаружившая декодировки зашифрованных записей со спутников, лежащих в основе религиозного учения. Трюк в том, что Элтон никак не мог иметь к ним доступ, поэтому к его розыску примкнули все: от районных шерифов до военно-воздушных сил.
ФБР видят в Элтоне потенциальную угрозу, глава религиозной секты – спасителя, Рой – любимого сына, а мальчик просто хочет в Тамбов домой.
Несмотря на все препятствия, Рой решительно настроен отвезти Элтона в запрашиваемое им место, поскольку он беззаветно верит, что у его сына есть особое предназначение. А светящиеся глаза и сбитые (силой мысли) спутники только лишний раз это подтверждают.
Джефф Николс снял фантастическое роуд-муви, вдохновленное ранними работами Стивена Спилберга, Джеймса Кэмерона и Джона Карпентера. Также режиссер признался, что на создание фильма в большей степени его сподвигла болезнь сына: «Тот факт, что с человеком, к которому ты будешь привязан всю жизнь, может случиться что-то, что ты не сможешь контролировать, привел меня в ужас». Когда все элементы сошлись в одно, Николс выдал очень личную и весьма спорную (как обычно) работу, которую одна половина зрителей полюбит всем сердцем, а вторая будет плеваться и даже, наверное, ненавидеть. Но режиссеру не привыкать. Примерно такую же реакцию вызвал и его чуть менее масштабный фильм «Укрытие». В обеих картинах главный герой преодолевает препятствия, будучи одержим определенной идеей, которая приходит к нему на интуитивном уровне. И в обоих случаях все правильно делает, хоть и настраивает против себя целый город. Только если в «Укрытии» не было элементов фантастики, и фильм больше акцентировал внимание на каких-то психологических моментах, то в Midnight Special Джефф смог разгуляться на широкую ногу, выходя далеко за рамки возможного. Каждый раз режиссер не устает намекать на то, что иногда стоит довериться интуиции, даже если она идет вразрез с логическим мышлением. Потому что есть на этом свете нечто большее, чем осязаемый мир, окружающий нас.
Нелегко придется любителям «объясни / обоснуй», потому что Николс намеренно вырезал сцены толкования некоторых событий, решив, что в таком случае история получится более интригующей. Поэтому многое из того, что происходит на экране, в итоге останется без объяснения. Хотя целостность ленты при этом ставить под вопрос не приходится, что как бы намекает на очевидное наличие бэкграунда у всех персонажей, задействованных в истории.
Финал у семейного сай-фай роуд-муви (иначе не назовешь) весьма спорный, он не плохой и не великий, он просто очень специфический. Если вы выросли на книгах Стивена Кинга и рыдали на E.T, то есть шанс, что вы примете фильм таким, какой он есть. В противном случае — побежите в кассу требовать деньги назад.
Уже практически невозможно представить, как будет выглядеть фильм Джеффа Николса без участия в нем Майкла Шеннона. Актер снова выдал мощнейший драматический перформанс, лишний раз подтвердив статус одного из самых многообещающих актеров нашего времени. Очень гармонично в роль вписался и Джоэл Эдгертон, имитирующий техасский акцент, как босс. Он, очевидно, стал вторым любимчиком Николса, ведь в этом году они планируют явить миру новый совместный проект под названием Loving. Открытием фильма стал юный актер Джейден Либерер, уже успевший поработать с Биллом Мюрреем и режиссером Кэмероном Кроу. Кирстен же, как и всегда, умеет выбирать для себя правильные роли и наделять своих персонажей непробиваемой харизмой. Адам Драйвер там тоже есть. Он сейчас везде есть, и это скорее хорошо, чем плохо.
Сложно не отметить и оператора Адама Стоуна, который сотрудничал с Джеффом Николсом над всеми его полнометражными лентами. Стоун умудряется работать со светом так, что до зрителя доносится весь спектр чувств, испытываемый Элтоном при контакте с солнечными лучами. Это почти магия.
Что делать с Midnight Special, — хвалить или ругать — вы выберете сами, но мы можем пообещать одно: вы точно не останетесь равнодушными.
Катерина Карслиди