Дом, который построил Мэтт: Гид по фильмографии Мэтта Диллона

18-го февраля родился Мэтт Диллон — кумир тинейджеров в 80-х, «аптечный ковбой» в 90-х и номинант на «Оскар» в нулевых. Последние лет десять он не выходил из зоны комфорта, пока судьба не свела его с Ларсом фон Триером, которому, если верить словам актера, «просто понравилось его лицо». В триллере «Дом, который построил Джек» Диллон бесстрашно ныряет в самое сердце тьмы, хотя в жизни Мэтт, судя по интервью, рассудительный и спокойный человек.

По горячим следам любви составили для вас гид по насыщенной карьере актера — от «подросткового» периода до подарившей всем столько радости (и гнева) встречи с Триером.


Дебют

Через край, 1979


Кадр из фильма

Экранизация статьи из журнала The San Francisco Examiner 73-го года про юношеский бунт, который закончился разрушительным погромом в здании средней школы. Текст рассказывал о печальной ситуации с подростковой преступностью в Фостер Сити, штат Калифорния, где детишки на регулярной основе промышляли вандализмом.

Джонатан Каплан взялся за тему, прямо скажем, опасную, и особо миндальничать не стал: из забавной комедии про жизнь острых на язык подростков фильм постепенно превращается в «Ноль за поведение», куда вкинули дополнительные деньги на перестрелки и поджоги. При этом режиссер (которому тогда было всего 30 лет) и сценарист картины Тим Хантер отнеслись к фактам, изложенным в статье, достаточно аккуратно. Они даже провели дополнительную работу, взяв интервью у нескольких детей в городе (в картине же действие происходит в вымышленной Новой Гранаде). Приукрасить историю Каплан и Хантер позволили себе только в конце, сделав финал особенно жестоким.

Фильм закономерным образом вышел в ограниченном прокате: кроме не самой удобной темы, сказался плохой маркетинг. Но, как это часто бывает, позже лента приобрела культовый статус. Так, например, режиссер клипа Smells Like Teen Spirit Самюэль Байер говорил, что когда Nirvana попросила его сделать «панковское» видео, за вдохновением он обратился именно к этой картине.

Что не менее важно, «Через край» запустил карьеру 15-летнего на тот момент Мэтта Диллона, которого нашли в одной из средних школ Нью-Йорка. Здесь у него роль скорее второстепенная, но очень важная для сюжета: именно трагедия Ричи Уайта (так зовут его героя) становится последней каплей терпения подростков, которые слишком долго существовали в жесткой системе запретов, ограничений и полицейского произвола. За следующие три года Диллон стал кумиром подростков, играя в основном раскрепощенных бунтарей.

Что смотреть еще:

Маленькие прелестницы, 1980 — две подруги (Кристи МакНикол из «Слияния двух лун» и Татум О’Нил из другого фильма с луной в названии) решили устроить конкурс «кто быстрее потеряет девственность». Мэтт Диллон играет одну из «мишеней» и рассекает на мотоцикле.

Мой телохранитель, 1980 — мальчик переезжает в новую школу, где ему тут же прилетает от местных (в том числе и от героя Диллона, нагло отжимающего у него деньги). Дабы сохранить нос и финансы, он «нанимает» здоровяка, держащего всю школу в страхе, личным телохранителем.


Поворотный момент:

Бойцовая рыбка, 1983


Кадр из фильма

Мэтт доводит образ «проблемного» парня до совершенства, прощается с поднадоевшим амплуа и делает большой шаг вперед. «Рыбку» чаще вспоминают как важный карьерный трамплин для Мики Рурка и Николаса Кейджа, но и для Диллона фильм сделал немало, ведь именно после шедевра Копполы о нем узнал весь мир.

Расти Джеймс — персонаж, о котором молодой актер может только мечтать: амбициозный, принципиальный и при этом бесконечно уязвимый. Говорить в очередной раз о культурном значении картины бессмысленно, поскольку это абсолютная классика, один из лучших фильмов Копполы и лучших фильмов в принципе.

Что смотреть еще:

Изгои, 1983 — тематически близкая «разминка» перед «Бойцовой рыбкой» с кучей перспективных новичков (на тот момент) в диапазоне от Роба Лоу до Тома Круза. Последний, кстати, мог сыграть Расти Джеймса, но отказался от роли в пользу «Рискованного бизнеса». Спасибо ему за это.


Звездный час:

Аптечный ковбой, 1989


Кадр из фильма

Следующую пятилетку Диллон брал разгон: сыграл у автора «Красотки» («Парень из «Фламинго»), у автора «Бонни и Клайда» («Мишень»), активно пробовал свои силы в триллерах и под занавес 80-х засветился в малоудачной гангстерской комедии «Ищейки с Бродвея» с Мадонной и Уильямом Берроузом. Да, в мире существует фильм, где одновременно есть и Мадонна, и Уильям Берроуз. Мэд, кстати, схлопотала за участие в проекте очередную номинацию на «Золотую малину», что было, впрочем, привычным делом в те суровые времена. Извините, отвлеклись. Так вот, в этом же году Мэтт в первый раз играет у Гаса Ван Сента, да так, что становится настоящей звездой.

Роль аптечного джанки, в общем и целом безобидного парня, которому просто не хочется жить как все, дала Диллону возможность по-настоящему раскрыться, и, видит Бог (хотя в данном случае все-таки Сатана), он не теряет ни минуты. Фильм получил приз на Берлинском кинофестивале и кучу других престижных наград по всему миру.

Что смотреть еще:

Одиночки, 1992 — мастер-класс по сентиментализму и самая изящная картина Кэмерона Кроу. Мэтт Диллон в образе музыканта-неудачника Клиффа, кажется, спародировал всех своих патлатых бунтовщиков. Не без нежности, конечно.

Умереть во имя, 1995 — безупречная психодрама про то, как Николь Кидман закатали в лед. Актерский состав: Мэтт Диллон, Хоакин Феникс, Кейси Аффлек и Дэвид Кроненберг. В общем, есть во имя чего умереть.

Красивые девушки, 1996 — неглупая трагикомедия о любви и горечи в провинции. Содержит сцену, где Мэтт Диллон пытается подвезти Уму Турман (та тогда разумно отказалась).

Вход и выход, 1997 — безобразная, смешная и обаятельная история школьного учителя, который планирует сыграть свадьбу со своей давней подругой, но только если его бывший ученик-ныне-успешный-актер получит «Оскар» (его и играет Диллон). Тот выигрывает, но в благодарственной речи зачем-то ляпает, что его учитель — гей. Мэтт в этом фильме, кстати, блондин, нечасто такое увидишь.


Кринж-момент:

Альбино Аллигатор, 1996


Кадр из фильма

90-е можно с легкостью обозначить как «золотой» период карьеры Диллона, но всякое странное с ним тоже тогда случалось. Например, участие в дебютной режиссерской работе Кевина Спейси с дивным названием «Альбино Аллигатор». Мэтт играет криминального элемента, который прячется с подельниками в баре от полиции. Премьера состоялась на фестивале в Торонто, фильм ничего не собрал и никому особо не понравился. Бедняга Фэй Данауэй была номинирована на «Золотую малину», что было, впрочем, привычным делом в те суровые времена.


Народный хит:

Все без ума от Мэри, 1998


Кадр из фильма

Молодежная комедия на века, заработавшая больше 300 млн при бюджете в 23 млн. У Мэтта наконец-то получается в полной мере реализовать свой комический талант, причем приятным его героя не назовешь. С виду безупречный Пэт Хили — очень скользкий типчик, к тому же подло пытается разрушить счастье главных героев (Камерон Диас и Бен Стиллер).

Фильм получил две номинации на «Золотой глобус» (ничего не выиграл) и аж восемь на премию канала MTV (выиграл половину, в том числе позолоченное ведерко с попкорном досталось и Мэтту как «лучшему злодею»). Ложка дегтя: в этом году Диллон расстается со Камерон Диас, с которой был вместе около трех лет. К слову, это его самый «знаменитый» роман – личную жизнь актер предпочитает скрывать от посторонних.

Что смотреть еще:

Дикость, 1998 — старший (но менее ловкий) братец «Жестоких игр», знаменитый списком удаленных сцен откровенного характера. В частности, пострадал эпизод, где Кевин Бэйкон и Мэтт Диллон вместе принимают душ. Существует unrated edition фильма, но там этой сцены все равно нет. Скорбим.


Пик:

Столкновение, 2004


Кадр из фильма

Итак, деньги есть, слава есть, режиссерский дебют есть (пусть и средненький), место в истории обеспечено ролями у Копполы и Ван Сента, самое время выдвигаться на «Оскар». Свою первую (и пока что последнюю) номинацию Диллон получил за роль второго плана в фильме «Столкновение». Проиграл в итоге Клуни («Сириана»), который, кстати, и Джилленхола без цацки оставил. Тогда вообще все ставили на «Горбатую гору», но «Столкновение» обошел гей-драму Энга Ли в нескольких категориях, неожиданно став главным фильмом года.

Картина, безусловно, достойная, особенно в координатах «Оскара» (no racism в полный рост), но с другой стороны, много вы с ней мемов видели? А вот с «Горой» полно. Время рассудило, кто в вечность дальше плюнул. Впрочем, отставим глупые шутки и вспомним о нашем герое, который был более чем достоин статуэтки. Диллон создал многослойного персонажа, хамоватого с виду копа, но глубоко травмированного внутри. Его опыт общения с людьми другой расы не принес ему ничего хорошего, и с тех пор он загоняет всех под одну гребенку. Однако в решающую минуту долг (или человечность?) оказывается выше предрассудков.


Телевидение:

Сосны, 2015-2016


Кадр из фильма

Следующие одиннадцать лет Диллон провел относительно спокойно, отдавая предпочтение триллерам без высоких претензий и крепким боевикам. Время от времени актер переключался на драмы и комедии — без особого, правда, успеха (сделаем вид, что не слышали про «Сумасшедшие гонки»). Главная роль в сериале «Сосны», где он немножко агент Купер с внутренним надломом, выглядит куда интереснее на этом фоне. Само шоу, впрочем, получилось весьма неоднозначным (Шьямалан в продюсерах все-таки) и продержалось всего два сезона.

Что смотреть еще:

Рыбалка с Джоном, 1991 — Джон Лури ходит на рыбалку с разными интересными людьми в разные опасные места. Конкретно Диллона он затащил в джунгли Коста-Рики.


Работа в команде:

Уйти красиво, 2016


Кадр из фильма

Необязательный, но трогательный фильм Зака Браффа про ограбление банка почтенными стариками показывает, как Диллон действует в ансамбле, причем не абы каком: на главных позициях здесь Майкл Кейн, Морган Фриман и Алан Аркин. У Мэтта роль второстепенная, но не без юмора написанная, так что одеяло перетянуть было где. Однако актер ни разу не выпадает из картины, оставаясь на своем месте (он играет вредного копа, который вовсю мешает призовой тройке сорвать куш). Напоследок они с Кейном разыгрывают замечательную сценку с собачкой и заначкой.

Что смотреть еще:

Святой из Форт-Вашингтона, 1993 – прекрасная работа Диллона в актерском дуэте с Дэнни Гловером в социальной драме Тима Хантера (совсем юный Мэтт играл в его первом режиссерском проекте «Текс»). Фильм рассказывает о нелегких буднях двух обитателей ночлежки, так что на финал лучше запастись носовыми платками.


Сольный выход:

Дом, который построил Джек, 2018


Кадр из фильма

Роль маньяка-психопата Джека если и не перезапустила карьеру Диллона, то как минимум вошла в воображаемый greatest hits актера — это, возможно, самый сложный его персонаж. В интервью русскому GQ Мэтт сказал, что с Ларсом он «побывал там, куда ни с кем из режиссеров не отправился бы». Даже представлять не хочется, что происходило в этом загадочном «там».

Что смотреть еще:

Фактотум, 2005 — очень много Диллона (и хорошего, и плохого) в экранизации одноименной книги Чарльза Буковски. Писателю не очень везет с кино, и этот фильм не стал исключением, но если нравится Мэтт (и плевать на Буковски) — полюбопытствуйте.


Фото / Drew Jarrett for Mr Porter