«Две королевы»: А вы точно сестры?

Две королевы / Mary Queen of Scots
Режиссер: Джози Рурк
В главных ролях: Сирша Ронан, Марго Робби, Джек Лауден, Джо Элвин, Дэвид Теннант
Дата премьеры в РФ: 17 января

После смерти мужа и отречения от престола Мария Стюарт (Сирша Ронан) возвращается из Франции в родную Шотландию. Там она принимает решение занять свой трон и, по возможности, объединить Англию. Однако только Стюарт начинает говорить об этом, как сталкивается со своей сестрой, непримиримой Елизаветой I (Марго Робби), которая явно не намерена делиться властью.

Что произошло дальше, вы и так знаете. Сценарий «Двух королев» основан на исследовании британского профессора Джона Гая под заголовком «Мария, королева Шотландии», и на ранних стадиях к проекту была прикреплена Сюзанна Бир («Ночной администратор»). Однако в итоге фильм срежиссировала Джози Рурк, которая до этого воплотила много исторических трагедий на сцене своего театра Donmar Warehouse и наконец-то решилась дебютировать в большом кино.

Вопреки печальным традициям, русский вариант названия картины кажется более точным, поскольку фильм разрывается между двумя героинями. О непростой судьбе Марии Стюарт начали снимать очень давно, и королева была почти такой же популярной, как другой народный персонаж — Жанна Д'Арк. В наше время основное внимание досталось ее сопернице и кузине Елизавете I.

Мария и Елизавета сильно отличались друг от друга: одна была молода и вполне могла произвести на свет наследника, другая болезненна и бездетна. Стюарт была католичкой,
что в Англии тогда не приветствовалось; кроме того, она «привезла» с собой из Франции свободомыслие, которое при английском дворе воспринималось как беспечность и глупость. Елизавета в душе восхищалась внутренней свободой Марии, но сама походила на комок желчи.

Фильм построен как некий диалог между Марией и Елизаветой, однако связного разговора не получилось. Создается впечатление, что авторы просто набросали исторические факты в хаотичном порядке, не позаботившись о внутренней логике. Попытка осовременить историю и проговорить актуальные проблемы также провалилась. Не получается похвалить фильм только за то, что он пытается поднимать важные темы свободы выбора судьбы, гендерной идентичности и сексуального поведения, поскольку делает он это очень неуклюже. И проблема даже не в исторической достоверности: по поводу того же Давида Риццио, его ориентации и места в судьбе Стюарт существует много слухов, и все они имеют право на жизнь. Но недостаточно просто взять любой удобный факт или миф, его еще нужно талантливо раскрыть и уместно вплести в повествование.

Самое ценное в фильме — это Сирша Ронан в роли Марии Стюарт, волевая и одновременно нежная. Марго Робби оказалась в более сложной ситуации: Елизавета неизбежно ассоциируется с Кейт Бланшетт, ее воплощение этого образа стало в некотором роде эталоном, от которого многим может быть трудно абстрагироваться. Кроме того, обильный и спорный грим в какой-то момент превращает талантливую австралийку в сестрицу Королевы Червей из «Алисы в стране чудес», что явно не идет в плюс. Впрочем, Бертон вдохновлялся именно Елизаветой и, видимо, это очередная ассоциативная ловушка, от которой так просто не сбежать.

«Две королевы» показывает отрезок истории, где женщины бьются за трон, который раньше принадлежал мужчинам (и будет принадлежать им потом). Сложно удержаться от запрещенного приема и не провести параллели с нашумевшей «Фавориткой» Йоргоса Лантимоса, с которой картину Рурк роднит не только тематика, но и актер Джо Элвин, сыгравший в обоих фильмах юношу при дворе. Правда, «Две королевы» гораздо менее смелая картина, ее хватает только на несколько дерзких выпадов. Куда больше она напоминает скучноватый исторический роман в мягкой обложке. Прекрасные декорации, потрясающие костюмы и, о боже, назовите мне парикмахера Сирши Ронан, к сожалению, не спасают положение. Это вам не «Золотой век», даже не «Еще одна из рода Болейн», это скорее что-то вроде «Марии Магдалины» — настолько же «увлекательно».