На перепутье: Марина Абрамович и Бразилия: Spiritual Front

The Space in Between: Marina Abramovic and Brazil / На перепутье: Марина Абрамович и Бразилия
Режиссер: Марко Дель Фьоль
В главных ролях: Марина Абрамович

Марина Абрамович, известная художница, подруга Джеймса Франко и просто интересный человек, отправляется в Бразилию, потому что ее все достало (ну ладно, на самом деле, потому что ее подкосил мучительный разрыв с любимым человеком). В рамках плановой перезагрузки она много общается с представителями местной флоры и фауны, готовит еду, обмазывается грязью и пробует аяуаску (дважды). И, конечно же, потихонечку вынашивает идеи для новых перформансов.

Смотреть на то, как одна из самых смелых женщин современного искусства плачет и признается в том, что ее сердце разбито, мягко говоря, странно. Видимо, любовь действительно не жалеет никого: ты можешь каждый день купаться в огне, но сломаться после того, как твой любимый человек захлопнет дверь. В Бразилии Марина, по сути, устраивает свой самый опасный и откровенный перформанс: на прочность она испытывает только себя, зритель никак не вовлечен в этот процесс. Конечно, потом она адаптирует свой опыт для галерей, дабы разделить свои открытия с другими людьми, но фильм показывает «черновик» художницы, тот путь, который ей приходится пройти, прежде чем исцелиться от боли.

Все это безумно интересно и просто безумно, хотя не очень хорошо работает как кино. Для того, чтобы приковать внимание всех и каждого, это чересчур неорганизованный фильм, он не делает сносок, часто поворачивается к зрителю спиной, поскольку слишком занят какими-то сугубо личными делами; он, по большому счету, лишен четкой структуры. В нем есть блестящие сцены: остроумные (Марина объясняет, как правильно есть лук), по-настоящему страшные (собственно, опыт с аяуаской) и даже трогательные, но это явно история не для всех, а лишь для тех, кто готов слушать и слышать. Собственно, это касается и творчества самой Марины, как бы она ни старалась сделать свои перформансы универсальными.

Несмотря на то, что «На перепутье» больше похож на выплеск дикой энергии, сеанс психотерапии, чем на подробную документальную картину о пути художника, фильм умудряется между делом раскрыть суть творческих поисков Абрамович. Если в начале своей карьеры Марина занималась живописью, то есть просто отражала реальность, то потом она стала использовать окружающий мир в работе, всячески его преломлять и с его помощью рассказывать довольно личные истории. Именно такой подход не только помог ей превратить тело и душу в «свое искусство», но и стать примером для тысячи людей, скованных страхом перед границами — физическими и ментальными. И творчество Марины, и фильм про ее поездку в Бразилию в очередной раз наглядно показывают: никто из нас на самом деле не знает, где пролегает последний рубеж, и даже смерть — это далеко не конец.

Мария Ремига