Ma'Rosa: Беги, Роса, Беги
В этом году решение жюри Каннского кинофестиваля удивило даже видавших виды журналистов. Особый диссонанс вызвало решение отдать приз за лучшую женскую роль филиппинской актрисе Жаклин Хосе за работу в фильме Брийанте Мендосы "Ma' Rosa".
В центре сюжета хозяйка небольшого продуктового ларька, приторговывающая метамфетамином, который местные называют «лёд». В ходе неожиданного рейда обнаруживается её тайник, после чего коррумпированные полицейские забирают Росу и её мужа в участок, требуя 150 000 песо откупных. У нищих драгдиллеров таких денег не водится, поэтому они сдают своего поставщика за 50% скидки, остальные деньги дети Росы собирают всем районом.
Мендоса решил забраться на вершину социального реализма, намеренно снабдив своего любимого оператора Одиссея Флореса дешевым оборудованием, дабы имитировать документальную съемку, при этом наказав тому почаще трястись, как при Паркинсоне. Долгие планы проводят нас через хаос улиц бедного района, душный офис продажных копов и всё глубже и глубже затягивают в пучину безысходности. Режиссёр хотел «грязных» кадров — он их получил, вот только смотреть на это практически невозможно, как и сопереживать главной героине, сколько бы та щенячьими глазами не смотрела в камеру. Историей о том, как драгдиллерам тяжело жить на Филиппинах вряд ли можно разжалобить зрителя (если он сам не драгдиллер из бедного района Филиппин), поскольку встреча с коррумпированными полицейскими выглядит как привет от кармы и вроде как все встаёт на свои места. Подобно героям передачи «Любовь с первого взгляда» — они были созданы друг для друга.
Кино получилось плоским и утомительным, хоть почту на телефоне проверяй, чтобы не уснуть. Сложно воспринимать фильм как участника основного конкурса — он довольно блёкло смотрится на фоне своих конкурентов. За какие заслуги наградили актрису тоже непонятно, работу Жаклин сложно назвать лучшей на фестивале. Но давайте не будем забывать, что любые подобные мероприятия всегда несут какой-то социальный подтекст, поэтому премировать актрису из страны третьего мира — дело весьма распространенное. Зритель в любом случае с ходом времени отделит политическое заявление от искусства, сколько бы наград за этим не стояло.
Катерина Карслиди