«В тихом омуте»: И всё без проблем, я просто тебя съем
На Каннском кинофестивале состоялась премьера нового фильма Брюно Дюмона «В тихом омуте». Режиссеру уже привыкли давать приз жюри за тягучие экзистенциальные драмы, как вдруг он привёз карикатурную комедию. Уехал, правда, без наград.
«В тихом омуте» — история двух семей из разных классовых слоёв: туристов-аристократов Ван Петегем и бедных каннибалов Брюфо. Билли Ван Петегем — девочка в костюме мальчика (или мальчик в костюме девочки в костюме мальчика) из богатой семьи влюбляется в Ма Люта Брюфо — каннибала из бедной. Их родители, конечно же, обеспокоены таким выбором, но ничего с этим поделать не могут. К тому же на острове происходят более серьезные вещи, о которых стоило бы побеспокоиться, например, массовая пропажа людей. За расследование дела берутся детективы Машан и Малфой, которые и не подозревают, что на этом острове людьми вообще-то обедают.
Дюмон сделал жирный акцент на контрасте низшего класса и аристократии, нехитро подчеркнув свою мысль тем, что распределил роли богачей среди знаменитых актеров, тогда как бедняков играли новички с неизвестными миру именами. Экспериментируя с относительно новым для себя жанром, режиссер зашёл далеко, показав самые жуткие вещи вроде убийства и поедания плоти под таким углом, что зрителю будет сложно удержаться от смеха. Всё действие максимально театрализовано, что в начале сеанса забавляет, а ближе к середине начинает утомлять. Это как приятный слуху набор из 5 нот, повторяющийся на протяжении двух часов, — под конец он становится невыносим. В итоге над событиями на экране уже и не посмеёшься, и не ужаснёшься.
Предыдущая комедийная работа режиссёра — мини-сериал «Малыш Кенкен» — удалась ему куда лучше, казалось, в полном метре он проявит себя также изобретательно и остроумно, но что-то пошло не так. Создаётся впечатление, будто «В тихом омуте» снял злой брат-близнец Жана-Пьера Жене: вроде по пейзажу бегают всё те же красочные образы в костюмах Жана-Поля Готье, только наивность и доброта сменились кровожадностью и непроходимой глупостью. Да и сопереживать героям в итоге совсем не хочется.
Непрофессиональные актёры, в том числе и главный герой, держатся в кадре весьма уверенно. Режиссёр и раньше брал на первый план людей, далеких от работы в мире кино, и ни разу за всё это время не промахнулся с выбором. А вот любимцы публики способны разочаровать: например, тяжело наблюдать за тем, как Жюльет Бинош произносит каждую свою реплику с натяжкой. Ей это, конечно, можно простить, делая скидку на стиль повествования, но в роли Камиллы Клодель у этого же режиссёра она смотрелась более гармонично.
«В тихом омуте» — неплохой эксперимент французского драматурга и экзистенциалиста, который, к сожалению, вряд ли претендует на новаторство.
Катерина Карслиди