«Логан»: Папа может все, что угодно

Logan / Логан
Режиссер: Джеймс Мэнголд
В главных ролях: Хью Джекман, Патрик Стюарт, Дафни Кин, Бойд Холбрук, Ричард Э. Грант
Дата премьеры в РФ: 2 марта 2017 года

Где-то на белом свете там где всегда невроз коротает печальные деньки Логан (Хью Джекман), заботливо (но не без сарказма) ухаживая за больным Профессором Икс (Патрик Стюарт). Чарльз Ксавьер не утратил жизнелюбия, хотя дела его настолько плохи, что он почти не выбирается из специально оборудованного убежища. Дела Логана не сильно лучше: он много рефлексирует, выпивает и чувствует, что силы зла не дремлют. Поскольку супергерои бывшими не бывают, вскоре ему приходится снова выпускать когти и показывать, как мощны его лапищи. Всему виной — юный злобный мутант, разрушающий все на своем пути, а также маленькая, но очень хорошая девочка (Дафни Кин), у которой такие же сверхспособности, как у Логана, и вообще подозрительно много с ним общего.

Временам, когда фильмы про супергероев считались цветастой жевательной резинкой, пора окончательно сказать «до свидания»: «Логан», кажется, вбивает последний гвоздь в крышку гроба. Несмотря на традиционно мощный экшн, это тягучая драма, причем про смерть, «личное кино», как утверждает Хью Джекман. Впрочем, для маленького личного фильма сюда вгрохано слишком много денег, и слишком часто главный герой делает лапкой хрясь пополам, но, видимо, интимные переживания подобной эпической фигуры могут выглядеть только так. Хотя, конечно, дело не в этом: несмотря на все разговоры за кадром, что, мол, мы не хотели идти на компромиссы, персонажи важнее картинки, Fox есть Fox — сначала зрелища, а потом уже хлеб. И пресловутая драма на выходе оказывается достаточно простенькой и какого-то запредельного развития не получает. Весь надлом сводится к тому, что вот, жил-был мужик, у него из руки торчали железные когти, и было ему непросто, но каждому из нас нужна семья, такие вот дела. То, что зритель проникнется, тут к гадалке не ходи, как и то, что выдохнет «вау», когда Логан начнет крушить противников в кровавый салат. Немножко подумать и погрустить, немножко поохать, — все, как мы любим, главное, чтобы баланс был соблюден.

Режиссер Джеймс Мэнголд, помимо предыдущего фильма про Росомаху (прямо скажем, не самого удачного), сделал кучу среднетемповых коммерческих картин едва ли не во всех жанрах на свете: от ромкома «Кейт и Лео» до вестерна «Поезд на Юму». Чтобы так ловко выступать на разных полях, нужно либо не иметь в голове вообще ничего, либо иметь все сразу. Как показывает «Логан», тут скорее второй вариант (хотя раньше казалось, что все-таки первый): за два с копейками часа нам успевают показать, как жесток и прекрасен мир, что жить — не поле перейти, а супергерои — тоже люди; драма разбивается то семейным кино, а то и вовсе комедией. Возня с девочкой временами напоминает «Воспитание крошки», что круто, и вообще весь второй план так и норовит сожрать Хью Джекмана, который, конечно, большой, красивый и сильный, но на Патрика Стюарта и юную Дафни Кин (какое дивное имя) смотреть раз в десять интереснее. Однако Мэнголд на этой очаровательной паре страшно экономит, поскольку слишком занят превращением Логана в античный миф.

Все предполагаемые сравнения с условным «Темным рыцарем» (типа тоже большой мрачный комикс с душой) скорее работают не в пользу творения Мэнголда — у Нолана, как к нему ни относись, все-таки есть свой стиль, а Джеймс из раза в раз мимикрирует под заданную киносреду. Вселенной Marvel такой подход, впрочем, явно по душе, поскольку позволяет собирать отлично стреляющие ружья, которые, правда, на базовом уровне мало друг от друга чем отличаются. И с «Логаном» та же проблема — вы получаете ровно то, что ожидаете: немного смерти, немного любви, и для кого-то это прекрасно, а кому-то будет откровенно скучно. Это в равной степени и жестокий, и трогательный фильм; он знает, когда нужно надавить, а когда ослабить, и единственное, чего ему отчаянно не хватает, — так это немного свежего воздуха.

Мария Ремига