Тусовщик из супермаркета
Стефан Бризе впервые представил свой полнометражный фильм на Каннском кинофестивале. Его неброская социальная драма снятая в жанре гиперреализма, несколько затерялась на фоне фаворитов конкурсной программы. Но, тем не менее, любимцу Бризе, Венсану Линдону, удалось получить приз за лучшую мужскую роль, так что картина не прошла совсем незамеченной. А вот сможет ли она вызвать интерес у рядового зрителя, не совсем понятно.
Тьерри уже год не может найти работу, ему приходится как-то содержать свою семью на пособия по безработице, которые составляют 500€ в месяц. Он уже не молод, его профессиональный опыт проигрывает современным технологиям, на рынке труда для него практически не находится места. В перерывах между унизительными собеседованиями, после которых ситуация кажется все более угнетающей, он проводит время со своей семьей. Любящая жена и сын с синдромом ДЦП, который держится уверенно, несмотря на болезнь, помогают ему справиться со стрессом. После того, как Тьерри, жертвуя своими профессиональными навыками ради содержания семьи, соглашается на низкооплачиваемую работу в торговом центре, мы вместе с ним погружаемся в повседневную рутину охранника супермаркета, неспешно наблюдаем за поведением покупателей, слушаем невероятные истории про повседневные кражи и инциденты или оказываемся в одной комнате с задержанными покупателями.
Подобная повесть о судьбе маленького человека зрителю уже не в новинку. Несмотря на это, во Франции фильм вышел в прокат сразу после премьеры на Каннском кинофестивале и собрал неплохую кассу. Скорее всего, на успехе сказалась награда за лучшую мужскую роль. Венсан Линдон был единственным профессиональным актером на съемочной площадке, остальные персонажи, если можно так сказать, – это обычные люди, которые просто играли более драматичные версии самих себя.
Бризе вообще позиционирует себя как режиссер, снимающий простые человеческие истории, однако в случае с «Законом рынка», кажется, что проще уже некуда. В этот раз ему удалось поднять остросоциальную тему о нелегкой жизни среднего класса, но ничего такого, о чем те же Дарденны не рассказали еще 15 лет назад, мы не увидим. В начале зритель концентрируется на всех аспектах сложностей поиска работы в сложившейся экономической ситуации и жертвах, на которые человек может пойти ради того, чтобы просто быть способным оплатить свои счета. В одной из сцен, когда Тьерри пытается продать фургон для того, чтобы оплатить школу для своего ребенка, нам наглядно показывают, как среднестатистическая семья готова бороться за каждые 50 евро, потому что даже такая незначительная сумма имеет большой вес в семейном бюджете. После чего сюжет плавно перетекает в повествование о моральном выборе. Режиссер ставит вас на место главного героя, заставляя анализировать собственную реакцию на сложившуюся ситуацию.
Почти все достоинства фильма погребены под манерой съемки и утомительно долгими кадрами, которые способны отправить в опочивальню даже господ на спидах. Но если вы натренировали свой навык киноэстета на социальном реализме, то «Закон рынка» не представит для вас опасности впадания в летаргический сон. Кинематограф – это искусство, позволяющее использовать художественный язык во всем его многообразии,
а если пускать в действие только один его инструмент (в данном случае это маниакальное стремление к реализму), то фильм рискует получиться скучнее, чем работа охранником в супермаркете.
Катерина Карслиди