«Достать ножи»: Скромное обаяние буржуазии

Достать ножи / Knives Out
Режиссер: Райан Джонсон
В главных ролях: Дэниэл Крэйг, Ана де Армас, Крис Эванс, Джейми Ли Кертис, Майкл Шеннон, Дон Джонсон, Тони Коллетт
Дата премьеры в РФ: 28 ноября

После своего 85-го дня рождения знаменитый автор детективных романов Харлан Тромби (Кристофер Пламмер) найден мертвым. Официальная версия — самоубийство, но неугомонный сыщик Бенуа Блан (Дэниэл Крэйг) со смешным акцентом, которого анонимно наняли расследовать гибель старика, хочет докопаться до истины (и честно отработать гонорар).

Подозреваемых в сумасшедшей семейке Тромби найти нетрудно: перед смертью Харлан здорово насолил каждому и, кажется, стал врагом номер один в фамильном особняке. Помогать Блану в расследовании будут детективы Трой и Вагнер (последний — огромный фанат Харлана и его книг), а также сиделка старика Марта (Ана де Армас) то ли из Уругвая, то ли из Эквадора (никто точно и не знает), которую тошнит, когда она говорит неправду.

Райан Джонсон — большой любитель поиронизировать над заскорузлыми канонами. Его дебютный фильм «Кирпич», неонуар в декорациях старшей школы, или запутанная «Петля времени» отличались от других жанровых работ оригинальным взглядом на избитые истории (в «Звездных войнах», впрочем, Джонсона за этот же взгляд готовы были линчевать). Чем дальше развивалась его карьера, тем интереснее становилась постмодернистская игра с шаблонами: от просто ироничных сюжетов до использования трагичных образов и философских вопросов. «Достать ножи» — еще одна попытка деконструировать детективные клише, но, в отличие от «Кирпича», политически осмысленная и более умная.

Персонажи фильма — типичные жанровые герои-маски. Джони (Тони Коллетт), невестка старика, — тупоголовая инстаграм-инфлюенсерша с собственной фирмой косметики. Сын Уолт (Майкл Шеннон) — жадный до денег совладелец книжного издательства, воспитывающий (и, что еще хуже, кормящий) ультраправого интернет-тролля. Внук Рэнсом (Крис Эванс) — раздолбай-плейбой, разъезжающий на дорогих тачках. Характеристика всей остальной семейки так же удачно описывается двумя словами. Хотя смешны не только последние из Тромби, но даже сыщики, что как раз и отличает «Достать ножи» от классических детективов.


Bloody-disgusting

С помощниками Блана все понятно сразу: один предельно скептичен и пассивен, другой только и делает, что шарахается от вещей в доме своего кумира. Но ведь и сам Блан, казалось бы, серьезный следователь в строгом пиджачке, тот еще бездельник и везунчик: доказательства и улики попадают к нему совершенно случайно, а дело он раскрывает лишь при помощи другого человека. Впрочем, эффективности ищейки это не отменяет: просто его рабочий метод следования по наитию, где все ожидают конвенционального воннаби Пуаро, в детективе выглядит чрезмерно забавным.

При желании в этом, конечно, можно найти повесточный ужас, которым уже давно пугают детей в интернете. Буржуазный мир в фильме Джонсона действительно показан очень комично, с высмеиванием его алчности и лицемерия. Но, во-первых, свое отношение ко всему элитарному режиссер выразил уже в обруганной космической саге, где дал карт-бланш на джедайство даже маленьким дворникам с далеких планет. Во-вторых, в критике высших слоев видется не столько желание обвинить гнусных богачей, сколько попытка выхватить современные тенденции и в общих чертах обрисовать изменения в западном обществе.


People.com

Персонаж Марты, возможно, кому-то и кажется олицетворением мигрансткой святости, контрастирующей с пошлостью истеблишмента, но история Джонсона скорее об утрате реальных функций социального статуса. С одной стороны — горделивый род богачей, которые живут в особняке (как окажется, он был куплен у иностранца) и кичатся своим происхождением, хотя ничем не отличаются от собственных сторожевых псов. С другой — безродная девушка из чужой страны, остающаяся верная высшим моральным идеалам вне зависимости от происхождения.

Но даже если убрать условно либеральное содержание, «Достать ножи» останется отличным формалистским фильмом. Причины смерти Харлана раскрываются в первые полчаса, и интрига строится только на том, избежит ли убийца наказания. Все остальное — создание комичного саспенса, когда разоблачение вот-вот наступит, но сообразительный вроде как антагонист умудряется скрыть улики и отвлеченное от главной интриги (виновный же определен, поэтому и всерьез показывать расследование нет смысла, верно?) более подробное знакомство с гадкими членами семьи.


Variety

До переизобретения детектива, впрочем, далеко. Моментами фильм действительно предлагает новый взгляд на жанр, но в целом скорее следует его наработкам. Даже финальный монолог, в котором персонаж Крэйга с умным видом разоблачает преступника, по форме похож на классические озарения героев Агаты Кристи. Хотя Джонсона никто и не просил делать ревизию: в этом случае, возможно, лучше остаться интересным представителем жанра, чем уродливо и толсто его переигрывать.