The Brave One

19 ноября родилась Джоди Фостер.

И в честь этого замечательного события мы решили вспомнить пять не самых очевидных фильмов с ней: странных, занимательных, важных и просто красивых.


Bugsy Malone / Багси Мэлоун, 1976
dir. Alan Parker

Удивительно красивый и изящный мюзикл Алана Паркера, где все роли сыграли дети. Нью-Йорк, 1929 год, сухой закон, гангстерские войны, ранний Скорсезе meets «Если...» Линдсея Андерсона, только насилие и секс тактично вынесены за скобки. Ярчайшая роль Фостер: по сути, она играет здесь femme fatale, женщину, за которую стоит умереть. Едкие подколки, холодный взгляд, нездешняя грация — образ выстроен очень убедительно, без скидок на возраст.


The Hotel New Hampshire / Отель Нью-Хэмпшир, 1984
dir. Tony Richardson

Бесконечно дикая экранизация одноименного роман Джона Ирвинга про сумасшедшую семью, с которой случается все на свете: смерть, нападения, самоубийства, инцест, изнасилования и Настасья Кински в костюме медведя. Сюжет содержит в себе такое безумное количество невероятных событий, что пересказывать его нет никаких сил. Персонажи тоже удивительные: не по годам развитые дети, тупые спортсмены, комические шлюхи, террористы, робкие геи и т.д. В наши дни что-то подобное мог снять Уэс Андерсон, подсевший на тяжелые наркотики и забывший про свою фирменную симметрию, поскольку фильм, если закрыть глаза на его вопиющую нестройность, представляет собой классическую сэлинджеровскую историю про войну умненьких мечтателей с идиотской реальностью.

Совсем юная Фостер грандиозно изображает местную мечту идиота: ее все хотят, а она по-настоящему любит только своего брата. Также отдельного внимания заслуживают избранные цитаты из фильма: «как только у меня начинаются проблемы личного характера, я хватаюсь за бутылку», «я занимаюсь порнографией во имя революции», в общем, это must see для тех, кто любит, когда в кино вместо сценария — армагеддон.


The Accused / Обвиняемые, 1988
dir. Jonathan Kaplan

Не то чтобы забытый, но слегка затерявшийся в зрительской памяти фильм на важнейшую тему. Картина обстоятельно рассказывает историю молодой официантки Сары Тобиас, ставшей жертвой группового изнасилования. Девушке пришлось пройти через настоящий Ад, поскольку общество, вместо того, чтобы встать на сторону пострадавшей, набросилось на нее с упреками морального толка. Джоди выдала в фильме совершенно невероятную игру, честную, мощную, превратив обычную, в общем-то, девушку, в настоящую героиню. Заслуженный «Оскар» за лучшую женскую роль.


Shadows and Fog / Тени и туман, 1991
dir. Woody Allen

Джоди Фостер и мастерство эпизода: в этом не самом известном фильме Вуди Аллена актриса играет веселую проститутку со смешными кудрями. Пара звонких фраз, заливистый смех, раскованность и бодрость — если вы всегда мечтали узнать, в кого могла бы вырасти Айрис из «Таксиста», то вот вариация на тему. Сама картина, к слову, является тонкой стилизацией под пьесы Франца Кафки.


The Beaver / Бобер, 2010
dir. Jodie Foster

Странный, но обаятельный фильм про то, как Мэл Гибсон сходит с ума и разговаривает с тряпичным Бобром, живущим у него на руке. Самая, пожалуй, известная режиссерская работа Фостер, в которой она играет замученную жену Гибсона и худо-бедно олицетворяет разум. Истинное «кино не для всех», но в хорошем смысле: да, это, определенно, срез не вполне здорового сознания, но какой-то трогательный и подкупающий. Дополнительную теплоту ленте приносит симпатичный тандем Ельчин-Лоуренс, герои которых пытаются построить любовь на фоне чужого помешательства.