For whom the Bell tolls: Шесть фильмов с Джейми Беллом
14 марта родился британский актер Джейми Белл.
Человек высокой дисциплины (с шести лет в балете, с девяти — в кинематографе), Джейми достаточно избирателен как актер: он умело балансирует между масштабными проектами («Кинг Конг» Питера Джексона) и инди-фильмами («Сквозь снег»). А что касается «Фантастической четверки»...допустим, что при подписании контракта Белла забрали похитители тел.
По традиции, в торжественный день мы погадали на фильмографии именинника и выбрали шесть веселых, печальных, трогательных, пугающих и просто хороших картин с Джейми.
The Chumscrubber / Чамскраббер, 2005
dir. Arie Posin
Черная комедия «Чамскраббер» Арье Позина — это кривое зеркало современного общества: загляни в него и узнаешь себя. Проблемы, поднятые режиссером, как ни странно, до сих пор актуальны — а ведь фильму, на минуточку, не так давно исполнилось 14 лет.
В центре сюжета — подросток Дин (собственно, Белл), который попадает в передрягу после неожиданного самоубийства своего лучшего друга-наркодилера Троя. Банда школьных бандитов решает похитить младшего брата Дина Чарли, чтобы путем шантажа и обмана разузнать местонахождение тайника с наркотиками, который, по слухам, был спрятан Троем в надежном месте. По странному стечению обстоятельств, злоумышленники похищают не того Чарли: вместо брата Дина в их плену оказывается мальчик-аутсайдер, родители которого даже не замечают его исчезновения.
Казалось бы не связанные друг с другом события сплетаются в клубок, доходя в какой-то момент до гротеска, а в финале зритель получает смачный плевок едкой сатиры в лицо. Остаться к подобному равнодушным практически невозможно.
Dear Wendy / Дорогая Венди, 2005
dir. Thomas Vinterberg
Фильм Винтерберга по сценарию Триера, снятый в год, когда «Догме-95» исполнилось десять лет — от трогательного символизма здесь не сбежать. История клуба детей-аутсайдеров, объединенных теоретическим интересом к оружию (практика пришла потом и в очень неоднозначной форме), подарила Беллу исключительную роль: он играет умного сироту Ричарда, эдакого Тома Сойера, из которого изъяли всю лихость. Мальчик вроде бы лидер банды, но первым понимает, что ничего не знает ни о том, что делать с «дорогой Венди» (так он назвал свой любимый револьвер), ни со всем остальным в этой жизни.
Snowpiercer / Сквозь снег, 2013
dir. Bong Joon-ho
Беспросветная антиутопия корейского режиссера Пона Чжун Хо («Воспоминания об убийстве») развивается в постапокалиптическом будущем, где мир погрузился в бесконечный лед. Оставшаяся в живых горстка человечков вынуждена жить на поезде, который постоянно движется. За несколько лет они построили совершенно новую цивилизацию с собственной иерархией и системой социальных классов. Группа людей из так называемого низшего сословия живет впроголодь в задней части поезда, в то время как представители высшего ни в чем себе не отказывают. В какой-то момент среди нищих назревает бунт: они решают совершить переворот и навсегда свергнуть власть имущих.
По мере развития сюжета, главные герои узнают неприглядную правду о новом обществе, построенном в буквальном смысле на трупах других людей. В основу фильма лег знаменитый графический роман «Le Transperceneige» Жака Лоба и Жан-Марка Рошетта. Джейми Беллу досталась роль Эдгара, одного из восставших бедняков, который пытается захватить управление над поездом.
Film Stars Don't Die in Liverpool / Кинозвезды не умирают в Ливерпуле, 2017
dir. Paul McGuigan
Неожиданная тихая радость от режиссера «Одержимости» (не той, что про барабаны). Некогда большая киноактриса Глория Грэм (Аннетт Бенинг) со вкусом развлекается на закате карьеры: немножко играет в театре, ходит на уроки танцев, пьет вино. Ей хорошо с собой, но в какой-то момент в ее жизни появляется человек, с которым как минимум не хуже. Его зовут Питер Тернер (Джейми Белл), он начинающий актер и ощутимо (кто-то скажет «неприлично») младше ее. Все это, впрочем, не имеет никакого значения, поскольку Глория и Питер влюбляются друг в друга без памяти, начинают вместе гулять, спать, жить, путешествовать, etc. И так уж получается, что Тернер для Грэм становится последней любовью — во всех смыслах.
Простая история, неброская режиссура, очень тактичная камера — это маленький фильм про большие чувства, не шедевр, конечно, но есть в нем что-то щемящее. Бенинг традиционно блистательна, а Белл, кажется, никогда не играл так вкрадчиво, так чутко, что называется, на мягких лапах. Ему не надо говорить, чтобы сказать много — одного взгляда вполне достаточно.
Skin / Кожа, 2018
dir. Guy Nattiv
«Кожей» режиссер фильма Гай Наттив назвал историю жизни с ног до головы татуированного скинхеда Брайона Вайнднера. Неожиданно для самого себя он начинает задыхаться в маргинальном круге, который окружает его с ранних лет. Так называемая семья занимается прочисткой мозгов брошенных и никому не нужных подростков, привлекая их в ряды неонацистов. Одним из таких подростков и был Брайон Вайнднер.
Однако знакомство с Джули Ларсен, матерью-одиночкой с тремя дочерями, помогло Вайнднеру понять, что такое быть частью настоящей, счастливой и, что самое главное, психологически здоровой семьи. Конечно, отказ от прошлого образа жизни не проходит для Брайона без болезненных последствий, однако внутренний конфликт, разрастающийся в душе главного героя, ранит похлеще банды агрессивных националистов.
«Кожа» — это нечто большее, чем еще один фильм о плохих парнях-скинхедах. Это в первую очередь инсайт во внутренний мир человека, ставшего частью токсичной тусовки. Джейми Белл в роли Брайона Вайнднера, возможно, играет лучшую роль в своей карьере. Ему, как ни странно, очень удаются образы социально деструктивных и эмоционально нестабильных мужчин. Биографическую картину Наттива будут неминуемо сравнивать с «Зеленой комнатой» Солнье, и все же, в этом фильме куда меньше смакуют насилие, выдвигая на первый план проблему уязвимости человеческой личности.
Donnybrook / Доннибрук, 2018
dir. Tim Sutton
Вольная адаптация романа Фрэнка Билла рассказывает о двух мужчинах, которые пытаются попасть на легендарный бойцовский турнир в Доннибруке, бедном районе Дублина. В качестве главного приза организаторы обещают крупную сумму денег, которая поможет одному обеспечить семью, другому — выплеснуть свой гнев.
«Доннибрук» — это «Бойцовский клуб» для бедных, причем бедных в прямом смысле (см. сюжет). Здесь если люди дерутся, то дерутся насмерть. Тим Саттон («Павильон»), известный своим псевдодокументальным подходом, воссоздал мрачную картину ирландского подполья, поместив героя Белла в настоящий кошмар без права выбора. Джейми же, видимо, стали нравится подобные роли бойцов по жизни. Здесь он играет бывшего морпеха, который не знает другого способа перестать влачить бедное существование в трейлерном парке с женой и сыном, кроме как пойти против самых опасных головорезов округа.