Межзвездный путь
Действие нового научно-фантастического блокбастера Кристофера Нолана «Интерстеллар» разворачивается в недалеком будущем, когда на планете начинают одна за другой вымирать зерновые культуры, и постоянно происходят всевозможные природные катастрофы. Это все приводит к продовольственному кризису. Пилоту NASA Куперу (Мэттью Макконахи) приходится стать фермером (когда люди голодают, никто уже не выделяет деньги на исследования космоса) и жить вместе с отцом своей погибшей жены (Джон Литгоу). Помимо сельского хозяйства, Купер занимается воспитанием сына и дочери — Тома и Мерф. Размеренный ход жизни меняется, когда Мерф начинает получать сообщения от некого «призрака». Купер смог расшифровать полученные данные, и это привело его к секретному объекту NASA, где доктор Бренд (Майкл Кейн, кочующий из фильма в фильм Нолана в качестве мудрого старца и талисмана съемочной площадки) рассказывает, что люди жить на этой планете смогут только еще одно поколение. Но надежда есть: Купера вербуют для участия в экспедиции на три многообещающие планеты, находящиеся в другой галактике, попасть в которую можно через недавно обнаруженный пространственно-временной туннель рядом с кольцами Сатурна. Компанию в межзвездном корабле ему составят еще несколько пилотов и ученых, в том числе и дочь доктора Бренда — Амелия (Энн Хэтэуэй), а также 2 робота, которые, в отличие от HAL 9000, ставят законы робототехники выше важности миссии да и пошутить умеют.
Создавая вселенную «Интерстеллара» братья Нолан явно руководствовались методом «я тебя слепила из того, что было». Место нашлось перекличке и отсылкам не только к выдающимся и признанным шедеврам фантастики, начиная от «Космической одиссеи 2001 года» и заканчивая «Близкими контактами третьей степени», но и «Волшебнику страны Оз» с «Титаником». Да и прошлогодняя «Гравитация» тоже приходит на ум, но это и не мудрено, учитывая, с какой частотой данное слово произносится в фильме. Но это не стоит считать недостатком, хотя бы потому что выполнено довольно талантливо и редкий момент смотрится не к месту. В мире победившего постмодернизма пора давно привыкнуть к гиперссылочности и к тому, что «everything's a copy of a copy of a copy».
Одной из важных тем фильма является отношения отца и дочери: Купер и Мерф(которую, спасибо, теория относительности, большую часть экранного времени играет Джессика Честейн), профессор Бренд и Амелия. Рабочее название «Интерстеллар» — «Письмо Флоре». Таким красивым именем зовут дочь самого Кристофера Нолана. Получается, что сам фильм — это настоящее признание в любви отца к дочери, действительно красивый и сентиментальный жест. Возможно, именно поэтому «Интерстеллар» выделяется на фоне остального творчества Нолана в лучшую сторону. Это вам не коробка конфет «Россия — щедрая душа» после пятнадцатилетнего похода за сигаретами. Но самим персонажам данная подоплека иногда вредит. Создается впечатление, что без отца Мерф — никто. Все, что она делает, все ее мысли и чувства зависят только от Купера. Получается не живой человек, а некая персонификация стандартного набора «daddy issues».
В конце вас не будет ждать какой-то замысловатый твист (можете вздохнуть с облегчением), дешевыми манипуляциями в ваше сознание ничего внедрять тоже не будут (так упала эта юла в конце «Начала» или нет?). Сюжет предельно ясен, а Энн Хэтэуэй напомнит вам, что же такое теория относительности и третий закон Ньютона (обязательно сводите своих детей/племянников/сестер в кинотеатр, особенно если у них двойка по физике), но сам фильм при этом не так уж прост. Это не только потрясающее зрелище и не просто знакомая нам история о возвращении домой и родительской любви. «Интерстеллар» дает толчок к размышлению на тему в лучших традициях гуманизма: если вы попали в беду, вне зависимости от масштабов беды, действовать и думать надо самим, не надо уповать на Бога и помощь извне, человек — сам себе Бог.
Рита Синютина