Иди и смотри: «Запыхавшись» Тинто Брасса
«Это ваш муж?» — равнодушно спрашивает полицейский у дамы в мехах, указывая на труп мужчины среднего возраста. Дама в мехах отводит глаза. Рядом красивая девушка в короткой юбке незаметно проводит языком по губам. У всех пустые лица, да и сказать нечего. Свет гаснет, в кадре появляется Жан-Луи Трентиньян в плаще. Далее выясняется, что он играет детектива по имени Бернар, которому срочно нужно распутать убийство. Но на свою беду он влюбляется в девушку, чья наивная задница замешана в преступлении. После такого, конечно, покой окончательно отправляется в отставку, за парой начинают гоняться злоумышленники (тоже в плащах) и становится очевидно, что ничего хорошего никого не ждет.
Рубрика «удивительное рядом»: Тинто Брасс в 1967-м году снял "sexy giallo thriller" под названием "Col cuore in gola" (другие варианты — Deadly Sweet и With Heart in Mouth, у нас перевели как «Запыхавшись»), что в переводе на человеческий язык означает «детективный фильм, где периодически раздевается красивая блондинка». Возможно, во всем виновата национальная принадлежность, но кто мы такие, чтобы ломать ветки в лесу стереотипов и тыкать ими режиссеру в лицо. О том, что это детектив, вы, скорее всего, забудете минуте к двадцатой: во-первых, там в кадре все время молодой Трентиньян (что отвлекает), во-вторых, весь экшен построен по принципу «стою и падаю», то есть, смотрится несколько смехотворно. Но это ничего, это не беда — главное, что тут есть и зачем стоит вообще обращаться к фильму — это атмосфера. «Запыхавшись» — это кино, будто случайно снятое во время бесконечной бессонницы. Никакой предметности, никакой четкости, ничего определенного — герои все время куда-то и от кого-то бегут, и совершенно неважно, зачем все это, ибо видно, что они, хоть и напуганы, но вполне себе счастливы. Здесь только ночь имеет право на полноценное существование, потому что с солнечным светом просыпается реальный мир, с его шумными улицами, с его «заплатите за проезд», с его дурацкими транспарантами, и от этого мира лицо становится таким же пустым, как от созерцания трупа. И нечего больше сказать.
Сценарий фильма был основан на романе Сержио Донати «Гробница из бумаги», а сам Тинто при создании картины вдохновлялся комиксами Гидо Крепакса. Вообще, «Запыхавшись» для Брасса — фильм-исключение. Слишком изящный, слишком смурный, слишком лаконичный и, в отличие от большинства его работ, не эротичный. После выхода фильма в свет критики окрестили ленту «комичным книжным кино» и, в общем-то, не слукавили. Однако сейчас, когда комиксы прочно завоевали мир кинематографа, это можно считать комплиментом.
Мария Ремига