Иди и смотри: Oh Boy
Сегодня в рубрике «я никуда вечером не пойду, ноутбук мне свидетель» картина не то чтобы очень важная, но имеющая шанс понравиться тем, кто лучшим развлечением на свете считает бесцельные прогулки по городу без гроша в кармане.
Фильм Oh Boy Яна Оле Герштера, немилосердно адаптированный нашими прокатчиками как «Простые сложности Нико Фишера», в свое время успели показать в России в рамках фестиваля «Блик», где крутили «новое немецкое кино». На родине он получил довольно приличное количество наград, у нас же был растащен на несколько трагикомических цитат («с бабами так сложно, так сложно», «вы по профессии кто? — никто»).
Oh Boy вызывает примерно те же чувства, что и другой народный локальный хит (более, правда, цитируемый, даром что британский) — «Уитнэйл и я». Тема избитая (нежелание взрослеть), инструменты привычные — равнодушный к реальности герой с неброским, но цепким чувством юмора, хоровод в меру смешных второстепенных героев, общая атмосфера потерянности – что я делаю, куда я иду, зачем это все. Кажется, что все это уже видел много раз, но неожиданным образом все эти растерянные лица, фразы и плохо освещенные улицы застревают в горле надолго. Виной всему — попадание в нерв: да, Герштер нажимает на привычные кнопки, но он точно знает, когда нужно нажимать и как долго. И не потому, что заранее просчитал ходы, просто он все понимает.
Фильм, как указывают некоторые сайты, действительно местами похож на Frances Ha (но не так, чтобы уж очень), и сначала кажется, что в нем почти нет воздуха — настолько удушливыми кажутся все эти черно-белые хождения туда-сюда. Но как часто бывает в таких случаях, все расцвечивают детали — вроде бы не бог весть какие оригинальные, но западающие в память. Невозможный сосед с мясными шариками, фантастическое невезение в попытках попить кофе (самый смешной провал — на съемочной площадке), бабушка и ее турбо-кресло, «я дам тебе 12 евро, если покажешь грудь». Еще там есть занятная смычка с «Великой красотой» — карикатурная, но все равно забавная зарисовка на тему современного искусства.
Oh Boy — кино энергетически не очень сильное, и магия, если она там и есть, как бы проходит сквозь сито, но тот, кому банкоматы — враги, а нераспечатанные коробки с вещами — единственно возможный вариант обставить квартиру, вполне могут обрести в лице Нико Фишера если не друга, то неплохого товарища.
Мария Ремига