«Я, Тоня»: За и Против
I, Tonya / Тоня против всех
Режиссер: Крэйг Гиллеспи
В главных ролях: Марго Робби, Себастьян Стэн, Эллисон Дженни, Кэйтлин Карвер
Бобби Каннавале
Дата премьеры в РФ: 1 февраля 2018 года
Совсем скоро в российский прокат выходит напористая спортивная драма I, Tonya, за какие-то грехи локализованная у нас сначала как «Ледяная стерва», а потом в духе политического лозунга «Тоня против всех». Картина базируется на реальной истории фигуристки Тони Хардинг (Марго Робби), чемпионки, первой американки, выполнившей тройной аксель на соревнованиях. Прославилась она, впрочем, не только благодаря спортивным достижениям. Практически с самого начала карьеры ее репутация обрастала скандалами, а самым громким инцидентом стало нападение на ее соперницу Нэнси Керриган (Кэйтлин Карвер) перед выступлением на чемпионате США в Детройте, совершенное ее мужем Джеффом (Себастьян Стэн) и телохранителем Шоуном Экардтом (Пол Уолтер Хаузер).
Картина не ограничивается только этим эпизодом, показывая жизнь Тони в полном объеме: бедное и суровое детство с матерью-тиранкой (Эллисон Дженни), воспитывающей в девочке характер методом кнута и кнута, неудачный брак, бесконечные препирания с тренером и красочные ссоры с жюри. Марго Робби, сыгравшая главную роль, недавно получила свою первую в жизни номинацию на «Оскар».
В преддверии оскаровского безумия мнения в редакции все чаще и чаще стали разделяться, поэтому мы с удовольствием возвращаем в строй рубрику «За/Против», где стараемся дать два противоположных взгляда на фильм.
За:
Карьера режиссера Крэйга Гиллеспи развивается по загадочной схеме а-ля Джеймс Мэнголд: жанровые метания без намека на четкий маршрут. И правда, трудно поверить, что фильмы «Ларс и настоящая девушка», «И грянул шторм» и «Ночь страха» снял один и тот же человек. Видимо, набив руку на разных жанрах (спортивная драма тоже была), он наконец-то сделал свой opus magnum: пластичный, яростный, очень смешной и очень грустный фильм про то, как одна борзая фигуристка хотела поломать систему об колено, но обстоятельства и время ее быстро поправили.
Наверное, главное в «Тоне» — содрать наклейку «байопик», абстрагироваться от реального образа, от большого контекста, где идея «американской мечты» сталкивается с актуальной темой «девушка в бою». Меняя жанры как танцевальные костюмы (комедия, драма, мокьюментари, триллер, черт, чего тут только нет), задорно кивая великим (почти весь второй план — типичные коэновские идиоты, а сам материал умно и холодно мог бы снять, например, Содерберг), фильм с каждой минутой становится все злее и злее, пока в буквальном смысле не падает у финишной черты; вот и все, дорогая, скончалась эпоха.
На похожей ноте когда-то завершал своих «Славных парней» Скорсезе: крутым парням и девчонкам моря по колено ровно до того момента, когда какая-нибудь нервная глупость не разрушит все. Марго Робби, пять лет назад этим самым Скорсезе открытая, конечно же, цепляется за выигрышную роль, разом выплескивает всю накопившуюся тьму и предсказуемо срывает овации (список престижных номинаций не даст соврать). Все аплодисменты абсолютно заслуженны, хотя в том, что красивой талантливой актрисе нужно обязательно натереть щеки свеклой и сыграть какой-то чудовищный слом для того, чтобы о ней заговорили всерьез, есть что-то обидное. Впрочем, если говорить об актерских подвигах, то тут всех подчистую убирает Эллисон Дженни в роли матери-бронепоезда: все награды мира за второй план уже должны ровным слоем покрывать полы в ее доме.
Как любое выдающееся кино, «Тоня» лихо вылетает за заявленные рамки — это в меньшей степени картина про спорт, никакого вам «Рокки» на льду. И маниакальное стремление парить над всеми условностями иногда идет фильму во вред — чего стоит крушение четвертой стены бензопилой без разбора, уместно это или нет, прикольно же, пусть будет. Но чего у фильма не отнять, так это свирепой, отчаянной, угловатой энергии, которая очень нужна в то время, когда кино становится все более безопасным и удобным.
Мария Ремига
Против:
Фильм «Я, Тоня» мог бы стать отличной смесью жанров: спортивная драма о зависти, криминальный экшн, детективная история расследования и судебная драма, которая разрушила фигуристке жизнь. Но картина с первых минут хочет показать, как сильно она не похожа на скучные байопики из категории «экранизация Википедии с беседами о важном». Повествование постоянно нарушается вставками интервью, архивными материалами, закадровым голосом, монтажными нарезками под типичные песни эпохи. Желание выпендриться в итоге доводит фильм до страшного — с какого-то момента герои зачем-то ломают четвертую стену, а вместе с тем и надежду на внятную историю. Если получившуюся кашу и можно похвалить, то только за то, что иногда она напоминает «Славных парней» Скорсезе в мире фигурного катания, а доведенная до абсурда линия с нападением — ранних братьев Коэн.
Прием с ненадежным рассказчиком (интервью с героями, на которых и основан сюжет фильма) мог стать для картины выигрышным, сделай создатели картины акцент именно на нем. Тогда бы получилась запутанная история нападения а-ля «Расемон», где у каждого своя правда. Зрителям бы дали несколько версий и оставили гадать, виновата ли Тоня в случившемся. Вместо этого прием с интервью героев добавляет фильму пару шуток и только усиливают идеализацию Тони. Создатели картины охотно закрыли глаза на признание Хардинг в том, что она принимала участие в нападении (что уж греха таить, даже предлагала убить Кэрриган или на худой конец порезать Ахиллово сухожилие. Зрителям показывают романтизированный образ Тони: судьи терпеть не могут сшитый лично ею костюм и ни за что не хотят допускать ее представлять США на международной арене, а потом какие-то идиоты нападают на подругу и этим разрушают карьеру Хардинг. Сразу видно — жертва обстоятельств.
Довольно иронично, что даже в фильме о желании выйти из тени коллеги внимание зрителей приковывает не сама фигуристка, а ее мать. За немного однообразную роль холодной и пофигистичной Лавоны Голден Элисон Дженни уверенно шагает за своим «Оскаром». Что до Марго Робби — это ее первая по-настоящему главная роль. Карикатурный реднековский акцент и глупая прическа из 90-ых скорее мешают ей перенести на экран настоящую Тоню, но здесь на помощь приходит какая-то дикая энергия, с которой актриса цепляется за роль. Хардинг в ее исполнении становится непредсказуемой: в один момент это сгусток агрессии, в другой — прилежная фигуристка, которая аккуратно стирает слезы перед выступлением, чтобы не испортить макияж.
Словом, если этот фильм и должен существовать, то только ради того, чтобы Элисон Дженни получила свой заслуженный «Оскар», а Марго Робби окончательно перешла из списка потенциально талантливых в категорию актрис первого ранга с гордым доказательством «Я, Тоня» в виде подписи рядом.
Алихан Исрапилов