И друг мой ноутбук: Дайджест фильмов для домашнего просмотра за сентябрь, part 1
Влетаем в spooky season и собираем последние сливки с сентября. Осень началась так богато, что мы были вынуждены разделить наш дайджест сетевых новинок на две части. В первой главе ловите комедийный хоррор Джозефа Кана, ребут-сиквел «Голого пистолета» и другие страшные, ребячливые и увлекательные фильмы.
Ick / Ик
реж. Джозеф Кан
Хэнк Уоллес (Брэндон Рут) — звезда школы и подающий надежды футболист. Во время очередной игры на поле материализуется странная субстанция, с которой, кажется, лучше не сталкиваться. Однако Хэнк получает серьезную травму ноги, после которой теряет все: высокий статус в школьной среде, перспективы и девушку Стейси (Мена Сувари).
Проходит много лет. Хэнк никуда не уехал, не спился и работает в школе учителем биологии. Стейси вышла замуж и воспитывает своенравную дочку, которая, судя по некоторым неосторожным репликам, вполне может быть ребенком Уоллеса. Тем временем, та самая зловещая субстанция, получившая название «ик», постепенно захватывает город. Но всем плевать.
Фильм, где одновременно упоминается Бела Тарр и звучит группа Blink 182, — товарный явно штучный, надо брать. Джозеф Кан, автор отличного Bodied, и, что в контексте его новой картины не менее важно, клипов Бритни Спирс и Кайли Миноуг, ловко оседлал волну ностальгии по нулевым и сделал комедийный хоррор абсолютно в духе того времени.
Несмотря на то, что в кадре прошаренные современные подростки, рассуждающие о толерантности и инклюзивности, страсти кипят классические, шекспировские. Хэнк, которого очень обаятельно играет Брэндон Рут, одновременно ищет в себе ученого, отца и супермена и, что удивительно, находит. Вместе с дочкой и двумя неформалами они оказываются самыми разумными людьми на весь город. Это, конечно, тоже дань канону — как и в лучших молодежных фильмах нулевых, вся надежда только на аутсайдеров и образумившуюся королеву школьного бала.
«Ик» сделан откровенно дешево, дурашливо и не претендует ни на что, кроме вашего свободного времени, пакета чипсов и стакана колы. Но именно таких изобретательных и задорных фильмов страшно не хватает нашему тревожному веку. Отдельное девичье спасибо Кану за то, что утилизировал в кадре карикатурного лицемерного «профеминиста», который использует умные термины только для того, чтобы обмануть как можно больше девчонок. Таким дорога — только в огонь.
The Naked Gun / Голый пистолет
реж. Акива Шаффер
Фрэнк Дребин-младший (Лиам Нисон), сын легендарного детектива Фрэнка Дребина‑старшего, пошел по стопам отца. Помимо имени, ему в наследство досталась удивительная способность превращать любое расследование в балаган. Его новое дело — таинственное убийство программиста Саймона Давенпорта, который по официальным данным погиб в аварии.
Однако его невероятно привлекательная сестра Бэт (Памела Андерсон), авторша популярных тру-крайм книг, «основанных на придуманных ею же убийствах», утверждает, что не все так просто. Кажется, со смертью ее брата как-то связаны технологический магнат Ричард Кей (Дэнни Хьюстон) и загадочное устройство под названием P.L.O.T. (Primordial Law Of Toughness). Что ж, это дельце для настоящего профессионала, и Фрэнк берет хот-дог, садится в машину и мчит вершить правосудие.
Никто не верил, а он смог. Воскрешение «Голого пистолета» на бумаге выглядело затеей сомнительной, особенно учитывая неэластичность жанра пародийной комедии. Но проект попал в правильные руки — к режиссеру Акиве Шафферу, автору нетленки «Поп-звезда: Не переставай, не останавливайся», в которой как раз чувствовался дух старой школы, в самом хорошем смысле.
Шаффер — фанат spoof movie и к наследию Цукера и Абрахамса отнесся достаточно бережно. Отсылок здесь ровно столько, сколько нужно для сохранения преемственности — отдельно стоит отметить кивок в сторону О. Джея Симпсона, хотя, казалось, невозможно было обыграть эту тему одновременно нескучно и деликатно. Сюжет выстроен четко по абсурдным канонам, а шутки не ограничиваются рамками «упал — смешно». Шаффер отлично себя чувствует и в старомодном слэпстике, и в более современном типе юмора, с ощутимом сдвигом в deadpan-комедию: не зря он дружит с Тимом Робинсоном.
Конечно, здесь нет ураганного темпа оригинала и ощущения вседозволенности, но это в любом случае бодрый и свежий взгляд на франшизу, которая, к слову, состарилась гораздо лучше многих соседей по жанру. За такое мы даже готовы простить тот факт, что роман Памелы Андерсон и Лиама Нисона оказался всего лишь пиар-ходом.
Honey Don’t! / Хани, не надо!
реж. Итан Коэн
Бейкерсфилд, Калифорния. Хани О’Донохью (Маргарет Куолли) — частный детектив, которая помешана на своей работе. Отвлекается она только на визиты к многодетной сестре, алкоголь и короткие интрижки. Однажды Хани вызывает на место ДТП детектив Марти Метакович (Чарли Дэй), который безуспешно подбивает к ней клинья. Перевернутое авто, внутри тело молодой женщины, — вроде ничего особенного, обычная авария. Однако погибшая, Мия, звонила Хани накануне смерти.
Сложная цепочка улик приводит детектива к подозрительно смахивающей на секту церкви под предводительством преподобного Дрю Девлина (Крис Эванс). Он красив, харизматичен, а еще у него есть нелегальный бизнес, который мало вяжется с понятиями святости. Хани постепенно распутывает криминальный клубок, параллельно встречаясь с копом Фальконе (Обри Плаза), которой, кажется, неведома концепция расслабленной улыбки.
Маргарет Куолли, Обри Плаза, Крис Эванс в роли похотливого священника — предложение слишком заманчивое, чтобы проходить мимо. Но многие зрители были травмированы предыдущим сольным выходом Итана Коэна и ни во что не верили, ничего не ждали. Побуду адвокатом дьявола: не так страшен черт.
Во-первых, «Красотки в бегах» — чрезвычайно тупой, но эффектный и веселый фильм. Во-вторых, есть какая-то изюминка в том, что осколок великого дуэта ловит нынче только отблески кринжа и психоделии. По крайней мере, это удивляет, пусть и кого-то исключительно в неприятном смысле. В-третьих, текущий виток карьеры Итана просто требует настройки на определенную волну.
Он черпает свое вдохновение в эксплуатационном кино, которое невозможно в чистом виде в 2025 году. И, наверное, ревизионистский взгляд — это именно то, что отделяет и «Красоток», и «Хани» от признания, которое получил Тарантино со своим «Грайндхаусом». Но такая незамутненность — тоже позиция, от которой редкие, но цепкие любители секс-комедий из ада могут получить удовольствие. «Хани, не надо!» больше похожа на «нормальное» кино и это, к слову, минус: по дороге безумия лучше идти до конца. Но в ней еще полно раскованности и забористого палпа, который в век отмирания концепции guilty pleasure можно не прятать под диван.
Splitsville / Нескромные
реж. Майкл Анджело Ковино
Добродушный физрук Кэри (Кайл Марвин) женат на лайф-коуче Эшли, которая выглядит как Адриа Архона, так что ему крупно повезло. Однако из их брака улетучилась страсть. Однажды по дороге к друзьям пара попадает в нелепое ДТП, после которого ссорится. Эшли выпаливает, что давно спит с другими и хочет развода. Кэри выходит из машины и добегает до друзей, в надежде спастись от лавины эмоций.
Друзья Пол (Майкл Анджело Ковино) и Джули (Дакота Джонсон), супружеская пара с красивым домом и запасом хорошего вина, выслушивают бедного Кэри, а вечером невзначай подкидывают идею: свободные отношения. Они так и живут, правда, пользуется правом на адюльтер пока только Пол. Когда он уедет в город по делам, выяснится, что не так уж все и хорошо, а значит, Джули не возбраняется заняться сексом с Кэри.
Майкл Анджело Ковино — человек, явно любящий компанию: в его дебютном фильме «Восхождение» тоже фигурировал любовный треугольник. Что для него это не модный тренд, а какая-то личная история, видно по той безжалостности, с которой он смотрит на мужских героев. Где-то трусливые, где-то эгоистичные, где-то откровенно раздражающие, Кэри и Пол, крутятся вокруг двух женщин, которые выглядят как богини и обладают ангельским терпением.
В этом толкании героинь на пьедестал можно углядеть немного возвышенного сексизма, но Ковино не со зла — разбираясь в феномене современной мужественности, ему явно трудно держать нейтралитет. Да и разбираться до конца он не желает, его главная цель, — повеселить нас, ну и может быть натолкнуть на пару здравых мыслей об отношениях, где как минимум лучше не врать партнеру без серьезной причины. Но все же «Нескромные» — это в первую очередь фильм, где Адриа Архона выступает с самым нелепым музыкальным номером на свете, а Дакота Джонсон слушает в машине пермскую дэт-метал группу Aborted Fetus («Абортированный зародыш») и только потом все остальное.
Kontinental '25 / Континенталь '25
реж. Раду Жуде
Орсоля (Эстер Томпа) работает судебным приставом в Клуж‑Напоке, Трансильвания. На ее плечи падает нелегкая ноша: выселить проблемного бездомного Иона, живущего в подвале здания, которое скоро отправится под снос. На его месте возведут шикарный континентальный отель. У Иона есть двадцать минут на сборы, которые он тратит нетривиально — совершает самоубийство. Орсоля впадает в чудовищный шок, отменяет отпуск с семьей и начинает задумываться о вечном.
Раду Жуде продолжает жить жизнь за себя и вон того парня. Помимо «Континенталя», у него в этом году выходит «Дракула», а в следующем, если будут милостивы Боги, — фильм о Франкенштейне с Себастианом Стэном. Удивительно и то, что при своей продуктивности он никогда драматически не теряет в качестве.
«Континенталь '25», конечно, не производит такого монументального впечатления как относительно недавний «Не ждите слишком многого от конца света» и вообще картина скорее второстепенная. Но любителям социал-панка будет чем поживиться. Вдохновляясь «Европой 51» Роберто Росселлини, Жуде раскручивает спираль классового неравенства в фирменном ерническом стиле, но без откровенной издевки. Даже показывая моральные терзания людей с привилегиями спать в хорошей квартире и ездить отдыхать в Грецию, он выдерживает нужную теплоту взгляда. В мире беспощадного капитализма страдают все.