«Холмс & Ватсон»: Твоя тупость — это божья благодать

Холмс & Ватсон / Holmes & Watson
Режиссер: Этан Коэн
В главных ролях: Уилл Феррелл, Джон Си Райли, Рэйф Файнс, Келли Макдоналд, Ребекка Холл, Стив Куган
Дата премьеры в РФ: 24 января

Любимец Англии, детектив Шерлок Холмс (Уилл Феррелл) чувствует приближение кризиса среднего возраста. Очередной коварный замысел Мориарти (Рэйф Файнс) раскрыт, достойных врагов больше не осталось, и самое время посвятить себя какому-нибудь мелкобуржуазному хобби. Его друг и верная картошка на побегушках доктор Ватсон (Джон Си Райли) тем временем взращивает собственные детективные амбиции и сокрушается, что не может достучаться до наглухо увлеченного собой Холмса.

Все меняется, когда приходят они — женщины (Ребекка Холл и Лорен Лапкус). И не просто женщины, а две американки из научных кругов. И, конечно, снова Мориарти, который эффектно вернулся в жизнь Холмса: объявил о намерении убить королеву, предварительно запихнув труп в праздничный торт на вечеринке в Букингемском дворце, дабы неповадно было. Поскольку Шерлоку больше всего нужны его камбэки, то он моментально рвется в бой.

Как пели Ирина Дубцова и Полина Гагарина — кому, зачем. Хотелось бы снисходительно наврать, что «Холмс & Ватсон» специально закален в огне от взорвавшихся задниц для веселого снисхождения прямо в Ад, где не больно, не страшно и шесть номинаций на «Золотую малину». Что зарубежные критики — зануды и просто не умеют получать удовольствие от плохого кино, такого, что потом с радостным гигиканьем разбирают на картинки для важных переговоров. Но, кажется, этот тот самый случай, когда так плохо, что уже плохо.

Идея сделать из пропаханного вдоль и поперек интеллектуального дуэта что-то вроде Бобчинского и Добчинского не лишена остроумия, но, к сожалению, остроумия здесь лишено все остальное. Этан Коэн, один из авторов «Солдат неудачи» и «Людей в черном 3», кажется, решил пойти по пути творцов раннего индастриала и вместо чего-то цельного зафиксировать на бумаге весь словесный шум, что постучался к нему в голову. Сюжет в итоге сводится к набору отбитых скетчей с участием великих (в частности, досталось Чаплину, Эйнштейну и Твену), отбитых скетчей без участия великих и нелепых попыток слепить броманс между Райли и Ферреллом. Последнее худо-бедно получается, но только за счет того, что актеры прекрасно чувствуют друг друга; в формате немого кино их дуэт смотрелся бы несоизмеримо круче.

Метод «и тааак сойдет» позволил Этану уже в первые сорок минут получить черный пояс по шуткам ниже пояса — здесь он как будто пытается перехватить эстафету у другого Коэна, Саши Барона. Но у последнего даже в самых слабых фильмах была хотя бы одна сцена на века; его однофамилец же держит зрителя на сухом пайке. Хотели как «Голый пистолет», а получилось как «Гитлер капут!». Окей, не будем пинать младенца почем зря, над фильмом Вайсберга «Холмс & Ватсон» возвышается словно айсберг в океане, хотя он тоже умудрился под конец собрать bullshit bingo: сексуальная озабоченность (бедная миссис Хадсон), физиология духа, кокаиновая (в переводе на те времена — морфиновая) беготня и максимально дурацкий финал в духе мема про anime crossovers.

На весь фильм две постоянно действующие персоны с нормальной мимикой: Ребекка Холл, которую, как показывает практика, практически невозможно испортить и Рэйф Файнс, чьи лицевые мышцы просто стараются лишний раз не двигаться. Когда в кадре ненадолго появляется нереально красиво постаревший Стив Куган, то даже начинается что-то похожее на нормальную комедию. Но как ни бликует второй план, Райли и Феррелл сжирают все пространство, пытаясь хорошо сыграть текст, написанный будто бы из-под палки. В своем разъедающем гротеске они могут блистать, но здесь их слишком много, нет вообще ничего, кроме них. И, черт возьми, что у продюсеров (среди которых в данном случае Адам Маккей, к слову) появился за пунктик насчет Райли и ползучих тварей? Второй фильм ими пытаются бедолагу убить.

Картина, которая начинается с цитаты из «Ханны Монтаны» и содержит романтическую сцену с обмыванием трупа, сулит нам многое, но в итоге оказывается киноаналогом песни «Конфетный мальчик»: катастрофа, от которой не оторвать глаз, ибо не веришь, что бывает так тупо. И дело не в том, что нужно просто сделать лицо попроще — потенциал у «Холмса & Ватсона» был вполне себе, все-таки Коэн когда-то написал «Идиократию», а значит, с фантазией у него все в порядке. Дело в том, что здесь нет искры настоящего безумия, все темы и схемы давно отработаны и мертвы (стеб над селфи? серьезно?), небезнадежный концепт задыхается и превращается в утомительную поездку на мертвой лошади.