«Хичкок/Трюффо»: Hitchcock For Dummies
В этом году 50 лет исполняется книге Франсуа Трюффо «Хичкок» — одному из самых известных и необходимых для киномана текстов. Целую неделю в 1962 году провел один великий режиссер с другим, досконально исследуя методы и принципы его творчества. Книга стала фундаментом для переосмысления творчества Хичкока, которого в свое время считали ремесленником и несерьезным автором. Его влияние протянулось на целые поколения режиссеров, которые и собрались в документальном фильме «Хичкок/Трюффо», чтобы вспомнить его работы. Список поистине впечатляющий: Дэвид Финчер, Мартин Скорсезе, Джеймс Грэй, Уэс Андерсон, Арно Деплешен, Ричард Линклейтер и другие.
При таком раскладе смотреть документальный фильм безусловно интересно, хотя в глаза бросаются недостатки. Несоответствие концепта и названия самому фильму: например, про саму встречу и общение Трюффо с Хичкоком упоминается только в начале да в конце, и Трюффо быстро уходит из поля зрения, выступая в роли голоса, задающего вопросы. При этом, несмотря на то, что фокус на творчестве Хичкока, кино редко когда углубляется в него, подробно рассказывая разве что о двух и без того самых известных фильмах автора — «Головокружении» и «Психо». Хоть идея пригласить множество известных режиссеров окупается увлекательностью, содержательность хромает — кажется, что кроме того, как выглядит кино Хичкока, серьезно не рассматривается ни одна тема.
Впрочем, с задачей образовательного видео-эссе фильм справляется. Фрагменты картин подобраны филигранно и служат замечательными наглядными примерами основных визуальных приемов Хичкока и его методов рассказа историй. Режиссеры же в прикладной манере разбирают, почему это работает, и рассказывают о собственных впечатлениях и любимых моментах. Информация о первоначальном отношении к автору и его месте в индустрии, переданная устами непосредственных зрителей того времени, помогает понять, какой эффект оказывали его произведения на кинематограф. Для начинающего хичкокомана это станет отличным пунктом отправления. Для более опытных — что ж, смотреть все равно будет нескучно. Но, цитируя великих, «книга лучше!» и после просмотра картины к прочтению все равно обязательна.
[Сергей Кощеев
](http://cinemaholics.ru/author/kendaskig/)