«Черный снег»: 127 часов в Якутии

Черный снег
Режиссер: Степан Бурнашев
В главной роли: Федот Львов
Дата премьеры в РФ: 11 декабря 2020 (фестиваль «Окно в Европу»)

Обычное якутское село — полузаметенная снегом дорога, по обе стороны покосившиеся, но крепкие домишки. До ближайшего города пять дней пути, связи нет, но «главный» недавно снова пообещал провести. Гоша — дальнобойщик, держащий здесь магазинчик. Привозит он не только продукты, но и паленую водку, причем в промышленных масштабах.

Односельчане ради нее готовы согласиться на очевидно невыгодный обмен и отдать все, что угодно, — например, 15 последних оленьих туш. С таким грузом, рассчитывая на отличную наживу, Гоша отправляется в очередной рейс, несмотря на сомнения по поводу исправности своего грузовика.

Образ главного героя складывается из тонких деталей: его бесед с окружающими, а также разговоров окружающих за его спиной («Гоша был свой мужик, а с появлением магазина думает только о деньгах, перестал дорогу уважать»). Сестру он любит, но ненароком обижает, отец с ним и вовсе не разговаривает, односельчане ненавидят, однако боятся. Забавно обозначается и сеттинг: идущий фоном прогноз погоды (от -35º в Тикси до -60º в Оймяконе) говорит сам за себя.

Когда Гоша попадает в аварию, фильм переходит в совсем другую плоскость: боди-хоррора. Мы не получаем однозначного ответа, стали ли причиной проишествия неполадки, которые упоминал главный герой, или же кто-то умело проколол шину так, что колесо спустило не сразу? Метаметафора фильма лежит на поверхности: человек, придавленный грузом собственной алчности и застрявший в ледяной одинокой пустыне, ради возвращения к людям должен переродиться.


Окно в Европу

Ближе к финалу Гоша как будто живет (если он жив) в абсолютно ином пространстве, за гранью нормальности. Умело выстроенный образ героя, пусть не самого приятного, заставляет переживать за него на каком-то общечеловеческом уровне, как за представителя нашего вида. Но как минимум 50% хронометража фильма между удачной завязкой и любопытным концом — испытание для самых терпеливых и целеустремленных.

Первое сравнение, что приходит на ум — конечно, «127 часов» Дэнни Бойла, но у Бойла герой продолжает двигаться, пусть и не физически: мучения разбавлены воспоминаниями и прочими финтифлюшками, поддерживающими интерес зрителя. В «Черном снеге» же половину фильма нет ничего, кроме темноты, боли и криков. Смелое ли это решение? Да. Оправданно ли оно? Ответ у каждого будет свой.