Бу: 4 неочевидных хоррора к Хэллоуину
Spooky time! В Хэллоуин собрали для вас четыре относительно свежих фильма ужасов на любой вкус и настроение.
Jimmy and Stiggs / Джимми и Стиггс
реж. Джо Бегос
Режиссер-неудачник Джимми живет в неоновом чаду кутежа. В его квартире красноречиво висит постер «Ада каннибалов», вечно что-то светится, а в ящиках полно алкоголя и запрещенных веществ. Он разругался вдрызг со своим лучшим другом и соавтором Стиггсом, а еще в его рок-н-рольную хату ввалились пришельцы.
Бегос начал снимать этот фильм в собственной квартире еще во время пандемии. Кино, как известно, искусство дорогое, даже если делаешь компактный панк-хоррор, так что производство затянулось на четыре года.
Картина начинается с трейлеров несуществующих ужастиков категории Б — если вы тут же подумали об Элае Роте, то правильно подумали, ибо «Джимми и Стиггс» выпускает его компания The Horror Section. Этот союз явно made in heaven (или hell?), ибо Бегос тоже безнадежно влюблен в эстетику олдскульных мясных хорроров.
В «Джимми и Стиггсе» герои общаются исключительно матом, а инопланетяне кукольны настолько, что это уже становится отдельной формой гротеска. Рукотворные спецэффекты в духе ранних фильмов Питера Джексона, чернушное чувство юмора и реки крови, тем не менее, не заслоняют душераздирающую драму о том, как два кореша отдалились друг от друга на космическое расстояние.
Fréwaka / Корни
реж. Айслинн Кларк
Шивон (все зовут ее Ши) пытается прийти в себя после самоубийства матери, с которой у нее были очень непростые отношения. Она отправляется работать сиделкой в ирландскую глушь, видимо, не выудив из хоррор-классики, что это всегда дурная идея. Ее подопечной оказывается сходящая с ума пожилая женщина, которая утверждает, что в молодости была похищена сверхъестественными существами.
Фильм опирается на кельтскую мифологию, где Ши — это потусторонний мир, населенный древними духами-сидами. Они символизируют силу земли и памяти, а еще обладают, как правило, мстительным нравом. В картине мы их не увидим, потому что сиды здесь олицетворяют, как легко догадаться, губительное прошлое, которое невыносимо трудно отпустить.
Хорроры про травму за последнее время уже успели осточертеть, но именно фолк-ответвление жанра умеет вынести эту тему на поверхность интересно и волнительно. Картина сделана практически полностью на ирландском языке — и это не только про те самые корни, но и про особую ритмику, когда весь мир вокруг начинает звучать как многовековая баллада.
Снять ирландскую природу некрасиво не представляется возможным, таких методов еще не изобрели, так что выглядит фильм потрясающе, но цепляет не только этим. В его мучительно медленном движении сквозь дебри женской уязвимости есть какое-то странное, завораживающее хладнокровие, даже несмотря на то, что фильм открыто намекает: покоя не будет никогда.
Milk & Serial
реж. Карри Баркер
Парни с дурацкими никами Milk (его играет режиссер картины Карри Баркер) и Seven устраивают кавалькаду розыгрышей в компании друзей. Все бы ничего, но один пранк с элементами похищения выходит из-под контроля и в итоге умирает специально нанятый актер. Дальше — больше.
Имя комика и ютубера Карри Баркера, видимо, придется запомнить. Немного фильм Spree, немного фильм Rap World, его самопальное творение за 800 долларов (да, таков официальный бюджет) — любопытный образец рефлексии на тему того, как тру-крайм и интернет-культура, где не отличить настоящее видео от фейка, воспитывают в нас толерантность к насилию.
Шутка за шуткой, но вот уже Милк сталкерит девушку подруги, а потом затаскивает ее в подвал. Монологи о могуществе маньяков, которые Баркер произносит, безумно смотря в камеру, отдают банальностью, и есть в фильме какая-то просчитанность, которой вроде как не должно быть в таком миксе found footage и крипипасты с ютуба. Но все равно, это дьявольски эффектная работа, которая и веселит, и настораживает. Вот уж воистину там хорошо смеется тот, кто смеется последним.
Ameba sonyeodeulgwa hakgyogoedam: gaegyoginyeomil / Звонок. Последняя сессия
реж. Ким Мин-ха
У трех подруг из выпускного класса плохая успеваемость и грандиозные планы на учебу в престижном университете. Увы, одно с другим не сильно сочетается. Как нельзя кстати обнаруживается любопытная кассета, на которой ученицы прошлых лет играют в прятки с призраком в школе ночью. Теперь девушкам придется встать на место предшественниц и побегать от неживой сущности, предварительно заручившись поддержкой отчужденной отаку. Выиграешь — сдашь экзамен с наивысшим баллом, проиграешь — будешь забыта навсегда.
Хотя влияние японского «Звонка» на картину бесспорно, русская локализация совсем не передает ее дух. «Девочки-амебы и школьные истории о привидениях» (дословный перевод) — в первую очередь абсурдная комедия и уже потом хоррор. Здесь найдется немало жутких сцен и скримеров, от которых может задергаться глаз, но постепенно нарастающий градус фарса и трэша не дадут обмануть себя. У режиссера Ким Мин-ха с переменным успехом получается обыграть клише жанра — зато он явно преуспевает в том, чтобы позволить зрителям отключить логику и перезагрузить мозг.