Берлинале-2019: «По воле божьей»
По воле божьей / Grâce à Dieu
Режиссер: Франсуа Озон
В главных ролях: Мельвиль Пупо, Дени Меноше, Сванн Арло, Жозиан Баласко, Эрик Каравака, Франсуа Шатто, Мартина Эрель
Дата премьеры в РФ: 25 апреля 2019
UPD: Российский релиз фильма был перенесен Минкультуры с 25 на 29 апреля из-за православной Пасхи. Редакция CINEMAHOLICS просит читателей по возможности поддержать картину в прокате, сходив в кинотеатр.
Александр — успешный банкир, живет в Лионе с женой и пятью детьми. Однажды он случайно узнает, что священник Бернард Прейнат, домогавшийся до него в скаутском лагере, по-прежнему работает с детьми. Александр решает действовать: встречается с самим Прейнатом (тот не отрицает своих поступков, но оправдывает все болезнью — педофилией), доходит до кардинала (ему сочувствуют, принимают косметические меры, но не понимают, «зачем ворошить прошлое»), и в итоге относит анонимное заявление в полицию. В ходе расследования выясняется, что число жертв Прейната исчисляется десятками.
Новая картина Франсуа Озона «По воле божьей» основана на реальной истории: в 2016-м году французскому священнику Бернарду Прейнату предъявили обвинения в домогательствах в отношении более 80-ти мальчиков. Высшие церковные чины, как оказалось, были в курсе многолетних преступлений педофила, но закрывали глаза, применяли полумеры и заминали ситуацию на всех уровнях. Судебный процесс до сих пор идет — и не только над Прейнатом, но и над кардиналом Барбареном и еще пятью членами епархии: за то, что покрывали насильника. Сам Прейнат, кстати, собирается подать на Озона в суд, чтобы фильм вышел во Франции уже после оглашения вердикта по его делу. Еще одна фигурантка ленты подала заявление с требованием убрать ее имя из картины.
Озон неожиданно (неожиданно — если вспомнить его последние работы) снял идеальную документальную драму. Конечно, фильму не избежать ярлыка «французский Spotlight», но режиссер, кажется, надеялся на это сравнение: в полицейском участке на стене висит плакат картины Маккарти. И хорошо, что он теперь у нас есть, поскольку тема педофилии в церкви нечасто была в центре внимания кинематографа. «По воле божьей» напоминает, что попытка обратить внимание на проблему, а уж тем более ее решить — это долгая и изнуряющая работа. К счастью, картина не лишена иронии, идеально вложенной в уста нужных персонажей. При этом очевидно, что пассажи про «говорите „педосексуальность“, а не „педофилия» и «Иисус тоже любил детей» вызвали бы ужас в любом другом контексте.
Самое страшное — насилие над детьми — остается за кадром, но рассказов от лица главных героев достаточно: то, как детально они помнят каждое событие 30-летней давности, действует намного сильнее. Озон фокусируется на том, как травма продолжает разрушать жизнь героев — взрослых успешных (и не очень) мужчин, окруженных любящими (и не очень) людьми. И никакого «срока давности» для таких вещей не существует, потому что они никуда не исчезают, они с жертвами каждый день и влияют на каждый аспект жизни.
Помимо всего прочего, герои сталкиваются с непростым конфликтом между верой в бога и церковью — институтом, который эту веру должен вроде бы защищать. «Ты веришь в Бога после всего этого?» — спрашивает у Александра в самом конце сын. Все «аргументы», отговорки, оправдания, обвинения в сторону жертв мы слышим в основном из уст представителей церкви, одного из самых консервативных институтов в мире, но... Сюрприз, то же самое мы повсеместно слышим в светском обществе. Даже сейчас режиссера уже успели обвинить в «попытке поймать волну #MeToo» — и у Озона блестяще получается на частном случае разобрать общую проблему отношения общества к насилию и его жертвам.