Мастерство рассказа и расстановки акцентов: кинематографический план

Если говорить о плане как об определенном ракурсе — не только в кино, но и в реальной жизни — это тот элемент существования, на котором концентрируется ощутимая часть нашего внимания, некая эмоциональная и мировоззренческая составляющая бытия, отдельного события или человека. В план же кинематографический заключена соль той или иной сцены, которую режиссер хочет донести до нас и убедиться, что мы это уловили.

Мастер Кинорежиссерской лаборатории Gogol School Алена Рубинштейн рассказывает о кинематографических планах и о том, как они воздействуют на зрителя.


Объективный план

Чаще всего при работе над фильмами операторы и режиссеры используют объективный план. Смысл такого подхода к съемке заключается в том, чтобы поставить зрителя в положение «подсматривающего» — будто он тоже находится в кадре, но в безопасной точке, и как бы следит за происходящим с невидимой позиции. Такой ракурс предполагает, что актеры, находясь в кадре, не могут останавливать свой взгляд на камере — в противном случае иллюзия объективного ракурса испарится, и момент будет потерян.

Средний план

Средний, первый средний или «поясной» план используется, например, при необходимости поместить в кадр человека по пояс или отразить коммуникацию между несколькими объектами.

Субъективный план

Субъективный ракурс наделяет смотрящего функциями участника действия: зритель наблюдает за ним не с обратной стороны экрана, а находясь как бы внутри кадра. Такой ракурс в действии мы можем наблюдать, когда камера проносится вдоль по трассе или над быстрой рекой, зажатой скалами. Кроме того, мы можем увидеть такой план в действии, когда актер на время покидает своего персонажа, чтобы сказать пару слов другой стороне экрана. При помощи субъективного ракурса создатели фильма дезориентируют зрителя в пространстве, оставляя его в состоянии шока.

Макро-крупный план

Макро-крупный план позволяет режиссеру привлечь внимание зрителя к определенному объекту, предмету или детали (как пример можно вспомнить кадр с ухом в картине Андрея Тарковского «Солярис»).

Если наше внимание полностью поглотили глаза, изображенные на весь экран, то перед нами «итальянский» план, получивший свое название от спагетти-вестернов.

«Точка зрения»

«Точка зрения» — это ракурс, который буквально физически помещает зрителя на один уровень с персонажами. Чаще всего такой прием применяется в случае, когда нужно максимально вникнуть в эмоции героев и ощутить нерв эпизода, и когда персонажу грозит какая-либо опасность.

Нередко для создания более сильного эффекта, преимущественно в драматических фильмах или сценах, режиссер может чередовать ракурсы. Если мы вспомним сцену из «Молчания ягнят», в которой агент ФБР Старлинг мечется в поисках дома Баффало Билла, то увидим, что в основном кадры создаются с объективного ракурса. Однако самый мощный эффект заключен в ракурсе «точки зрения», который сменяет объективный план, а камера следит за домом Баффало с позиции злодея и затем крадется за ним по пятам.