Берлинале-2019: «Бог существует, ее имя — Петруния»
God exists, her name is Petrunija / Бог существует, ее имя – Петруния
Режиссер: Теона Стругар Митевска
В главных ролях: Зорица Нушева, Лабина Митевска, Стефан Вуйисич, Суад Бековски
Каждый год в Македонии проводится один и тот же религиозный ритуал — священник бросает в ледяную воду деревянный крест, а толпа голых мужчин ныряет за ним. Согласно повериям, тому, кто найдет крест, будут сопутствовать удача и процветание. Так уж получилось, что в этом году крест нашел не мужчина, а женщина. И имя ей Петруния.
В свои тридцать с хвостиком Петруния чувствует себя патологической неудачницей: на работу ее не берут, замуж не зовут, да и родители на своей шее таскать больше не желают. Ее первая в жизни победа вызывает широкий общественный резонанс. Конечно, толпа мужчин-участников ритуала явно недовольна тем, что какая-то женщина увела у них заветный крест.
«Бог существует, ее имя — Петруния» — кино, которое подкупает с самого первого кадра. Легкая и ироничная подача работает как контрастный душ на фоне остальных фильмов-тяжеловесов конкурсной программы. Одной из самых ярких македонских постановщиц Теоне Стругар Митевской (в 2001-м году она получила второстепенный приз на Берлинале за картину «Вета») удалось снять совершенно зрительское кино: милое, смешное и обаятельное, при этом не лишенное мощного морального посыла. Посыла, который, увы, актуален и для российской действительности, где человек также может попасть в тюрьму за оскорбление неких мифических чувств верующих.
Примечательно, что история Петрунии снята практически полностью женским составом. Помимо режиссера Теоны Стругар Митевской, над фильмом работали сценаристка Эльма Татарагич, монтажер Мари-Элен Дозо, оператор Виржини Сен-Мартен, художницы Желька Бурич и Моника Лорбер. Подобная коллективная работа, возможно, никак не влияет на художественную ценность картины, однако демонстрирует нечто важное — идейную приверженность создателей феминизму. Хотя «Петрунию» сложно назвать абсолютно феминистским фильмом — жирный социальный маркер, присутствующий почти в каждой сцене, нивелируется большим количеством юмора, чтобы зритель, не дай бог, не заскучал.
Возможно, кто-то скажет, что фильм Митевской плохо вписывается в рамки фестивального кино: слишком уж оно бесхитростное и прямолинейное. Там, где должен быть надрывный шепот, что-то кричат и матерятся на македонском; вместо рефлексирующего протагониста с тяжелой судьбой — простая русская женщина, а острый социальный конфликт постоянно смягчается каламбурами. И все же, возможно в наше нелегкое время такое кино — это единственный способ достучаться до массового зрителя, который часто игнорирует картины с Берлинале.