«Девочка»: Поворотный пункт
Девочка / Girl
Режиссер: Лукас Донт
В главных ролях: Виктор Полстер, Арье Вортхальтер, Валентин Дененс
Дата премьеры в РФ: 7 февраля
15-летняя Лара меняет очередную танцевальную школу: она мечтает стать профессиональной балериной. Отец и младший брат поддерживают ее начинания и быстро организуют переезд. После поступления в одну из лучших академий страны ей дают испытательный срок — 8 недель. Ларе придется трудиться больше остальных учеников, чтобы преуспеть, и на ее желание уверенно стоять на пуантах не повлияет даже предстоящая коррекция пола.
Режиссер Лукас Донт вдохновился реальной историей бельгийской танцовщицы Норы Монсекур, которая дала разрешение на экранизацию после трансгендерного перехода. Она разделяет все чувства героини фильма, за исключением последнего эпизода (хоть и признается, что думала об этом каждый день). Сейчас Нора танцует современный балет в Германии и активно защищает картину от нападок со стороны квир-сообщества.
С момента согласия Норы, которого режиссер ждал 10 лет, Лукас Донт начал искать свою Лару среди актеров и актрис по всей Бельгии. Однако ни те, ни другие не могли танцевать достаточно убедительно, а обучение с нуля заняло бы слишком много времени.
В Королевской академии Антверпена он нашел 14-летнего танцовщика Виктора Полстера, который пробовался на второстепенную роль одного из сокурсников Лары. Режиссер уговорил его сыграть одну сцену вместе с Арье Вортхальтером (отец героини, Матиас) и стало ясно, что поиск окончен.
Бельгия Лукаса Донта совсем не дарденновская (у которых в творчестве тема семьи занимает особое место): в ней говорят в равной степени на голландском и французском языках. Дома у главной героини царит атмосфера доверия и дружбы, а в клинике все только и желают помочь Ларе — никто даже не пытается отговорить ее от перехода. Вроде бы идеально, но не для Лары. Единственное место, где она чувствует себя свободно — это город. Она не старается затеряться в толпе, но в то же время становится абсолютно невидимой. Кажется, все на стороне Лары, но это не мешает ей находиться в своем личном аду.
«Девочка» — исключительный фильм, который держится на одном человеке, Викторе Полстере. Неизвестно, какие небеса благословили молодого парня без какого-либо актерского опыта сыграть транс-человека так ярко и живо, но в его героиню веришь без всяких сомнений. Вне танцкласса Лару хочется защитить, убедить ее, что все не так страшно, как она видит в зеркале. Перед Виктором в его профессиональном плане стояла не менее сложная задача: он должен был не просто научиться убедительно стоять на пуантах (все балетные юноши хотя бы раз это пробовали), но и танцевать женские партии, быть изящным и легким.
На первых порах в классе Лара очень зажата, но, как говорится, practice makes perfect, и со временем у нее начинает получаться. Лара жаждет изменений не только в балетной технике, но и в собственном теле: она проходит гормональную терапию, и, помимо классических па и арабесков, в ее танце появляются немыслимые до этого вращения, от которых у зрителя даже может закружиться голова и подняться давление.
Такая трансформация стиля идеально отображает ту бурю, что бушует в ее организме.
Балет часто используют в кино, чтобы показать жестокую конкуренцию и нечеловеческие усилия, которые требуются от танцоров. Здесь же танец — единственный способ справиться со своими демонами. «Девочка» — камерный фильм, но яснее прочих манифестов показывает, как тесно в человеке сплетены слабость и сила. И, судя по отклику (картина получила награды в Каннах, номинацию на «Золотой глобус» и породила множество острых дискуссий), Лукасу Донту удалось достучаться до зрителя.