Гид по Beat Film Festival 2017
25 мая в Москве стартует Beat Film Festival — международный фестиваль документального кино с традиционно отличной программой. К просмотру можно смело рекомендовать вообще все фильмы, которые вы найдете в расписании, но поскольку жизнь всего одна, и еще когда-то надо спать, мы собрали для вас субъективный must see лист из десяти картин.
All These Sleepless Nights / Все эти бессонные ночи
реж. Михал Марчак / Польша, Великобритания
Откроет фестиваль ласточка из Сандэнса, драма «Все эти бессонные ночи» Михала Марчака, где грань между игровым и документальным кино непринужденно стерта в звездную пыль. История двух круглосуточных тусовщиков Кшиштофа и Михала, чья дружба разлетается на куски, когда один влюбляется в бывшую девушку другого, так и напрашивается на штамп young and hopeless, но это не просто очередная песня про гнев, неизбежность, электричество, юность. Марчак, ранее снимавший про русских пограничников в Сибири и экоактивистов, делающих порнофильмы во имя добра, сталкивает лбами искусство и жизнь, чтобы наконец-то узнать, что чего имитирует.
Manifesto / Манифесто
реж. Джулиан Роузфельдт / Австралия, Германия
В принципе про фильм, где все роли играет Кейт Бланшетт, можно больше ничего не знать — и так хорошо. Но на этом аттракцион неслыханной щедрости не заканчивается: в фильме Кейт этим вот своим голосом проговаривает-разыгрывает программные тексты Казимира Малевича, Андре Бретона, Джима Джармуша, Ларса фон Триера и так далее (полный список имен способен своей влиятельностью слегка прогнуть хребет). «Манифесто» вырос из одноименной видеоинсталляции, наглядно показывающей, как жадно современное искусство швыряет в свой котел форматы и жанры. От танцев до политики через авангард и обратно: Кейт примеряет на себя больше десятка образов, а режиссер проверяет гениев на прочность, пытаясь понять, резонируют ли их манифесты с нынешней реальностью.
Patience: After Sebald / Терпение (По Зебальду)
реж. Грант Джи / Великобритания
Зебальд, одна из последних (если не самая последняя) по-настоящему титанических фигур литературы XX века, покинул этот мир 16 лет назад, а этот самый мир до сих пор знает о нем довольно мало. Британский режиссер-документалист Грант Джи (автор выдающегося фильма о Radiohead Meeting People is Easy), помня о неразрывности творчества и жизни любого великого человека, отправляется в путешествие по графству Саффолк по маршруту героя книги Зебальда «Кольца Сатурна». Роман оживает на глазах, на поверхность проступают детали личности самого Зебальда, а литература вступает с кинематографом в удивительный алхимический брак.
Somniloquies / Сомнилоги
реж. Верена Паравель, Люсьен Кастен-Тейлор / Франция
Inception, который мы заслужили: авторы нашумевшей документалки «Левиафан» погружаются в сознание Диона МакГрегора — сингера-сонграйтера, писавшего для Барбары Стрейзанд, а главное, активно говорящего во сне. Режиссеры аккуратно задокументировали его сновидения, тем самым вновь проделав блестящий антропологический трюк. Сон — одна из самых малоизученных областей человеческой жизни, при этом, одна из самых поэтичных и выразительных, и режиссеры используют избитую формулу — «лучшие фильмы, они как сны», строго по назначению.
The City of Ghosts / Город призраков
реж. Мэттью Хайнеман / США
В 2014 году жизнь обычного сирийского города Ракка изменилась навсегда: туда вошли люди с черными флагами, принадлежащие к войску Исламского государства. Ракка стала важнейшей точкой гражданской войны против Башара Асада и местные активисты поняли, что этот зловещий кульбит должен быть как-то зафиксирован. Собрав тайную группу «Ракку истребляют в тишине», они стали снимать видеоролики, которые привлекли внимание западных СМИ. На участников информационного сопротивления сразу же началась охота.
Мэттью Хайнеман два года назад прославился не менее рискованной документалкой «Земля картелей» про наркодельцов Северной Мексики. Экскурсия в Ад обернулась впоследствии призом за режиссуру в Сандэнсе и номинацией на «Оскар», но лоск наград не убавил пыла режиссера, и в «Городе призраков» он снова исследует пределы контроля и границы человеческой смелости. «Ракку истребляют в тишине» вернули термину «гражданская журналистика» первоначальный смысл, когда за правду тебя легко могут убить. В век гудящего информационного шума Хайнеман своевременно напоминает нам, что дороже этой самой правды ничего нет.
American Anarchist / Американский анархист
реж. Чарли Сискел / США
В 18 лет Уилльям Пауэлл, выходец из буржуазной семьи, написал (или, точнее сказать, собрал) «Поваренную книгу анархиста» — сборник рецептов борьбы с с тотальным государственным насилием. В книге было подробно описано, как сделать бомбу, приготовить взрывчатку, переформатировать винтовку в гранатомет; также нашлось место для разделов о рукопашном бое, электронных устройствах и наркотиках.
Бунтарская выходка аукнулась Пауэллу не сразу: настоящая «слава» пришла к нему уже в эпоху интернета, когда радикально настроенная молодежь стала использовать его творение как методичку. Несмотря на то, что в книге много ошибок и упрощений, рецепты в ней вполне рабочие, о чем автор, по иронии судьбы ставший учителем в школе, искренне сокрушается. В этом году Пауэлла не стало, и этот фильм, вероятно, его последнее послание миру; режиссер вызывает его на откровенный разговор, но никакого осуждения и морализаторства тут нет, лишь попытка понять, как медиа заставляет людей бесконечно платить по счетам неосторожной молодости.
Brexitannia / Брекзитания
реж. Тимоти Джордж Келли / Великобритания, Россия
Режиссёра Тимоти Джорджа Келли на данный момент вы можете знать разве что по «ламповой» документалке о музыкальном мире Монреаля «Город-остров», вышедшей в 2014-м году. На этот раз постановщик вернулся с лентой, показывающей нам два разных взгляда на одно из важнейших политических событий последнего времени: Brexit (music for a film). Сначала о своих причинах голосовать «за» или «против» рассказывают простые люди, потом в бой вступают интеллектуалы — Ноам Хомский, Саския Сассен, Гай Стэндинг и другие светлые умы говорят много важных слов о глобализации, неолиберализме и мировом рынке труда.
To Stay Alive: A Method / Оставаться живым. Руководство
реж. Эрик Лисхаут / Нидерланды
«Оставаться живым. Руководство» — это жизнеутверждающая документалка, снятая по мотивам замечательного одноименного эссе 1991 года. Когда-то эту книгу прочитал Игги Поп — и увидел в её героях себя; в фильме он направляет всех начинающих страдающих на путь истинный, менторским тоном зачитывая примиряющие с жизнью истины, о которых мы часто забываем. Персонажи, которых мы наблюдаем на экране, — в их числе и автор произведения Мишель Уэльбек — деятели искусства, каждый день сражающиеся с окружающим миром и, что самое трудное, с самими собой за возможность продолжать творить.
In the Robot Skies
реж. Лиам Янг / Великобритания
На фестивале известный урбанист и футуролог Лиам Янг представит уникальное аудиовизуальное шоу, построенное на основе его одноименной короткометражной ленты. In The Robot Skies мог бы быть очередной серией «Чёрного зеркала» или рассказом Джорджа Оруэлла — первый в мире фильм об обреченной любви и дронах, целиком снятый дронами, располагает к таким ассоциациям. В центре сюжета — два подростка, живущие в неблагополучном районе Лондона будущего; они, конечно, влюблены друг в друга. Но за каждым жителем, фиксируя даже эмоции, следят дроны, которые в случае вопиющих проявлений чувств и несанкционированных контактов сообщают об этом куда надо.
Give Me Future: Major Lazer in Cuba / Дай мне будущее: Major Lazer на Кубе
реж. Остин Питерс / США, Куба
В 2014 году бывший президент США Барак Обама начал налаживать с Кубой дипломатические отношения. События такого масштаба не могли не отразиться на всех сферах жизни острова и в том числе открыли пустовавшие кубинские площадки для артистов мирового масштаба. EDM-супергруппа Major Lazer дала бесплатный концерт в Гаване в марте 2016-го — и собрала аудиторию в 500000 человек — а режиссёр Остин Пауэрс снял всё это на камеру. Фильм, впрочем, получился не столько о музыке, сколько о кубинской культуре, молодёжи и её будущем.
Полное расписание и билеты ищите здесь.