Гаспар Ноэ о фильме «Вечный свет»: «Чтобы погрузиться в видения, я предпочитаю стробоскоп»
19 ноября в российский прокат вышел новый 50-минутный фильм Гаспара Ноэ «Вечный свет» о кошмарном дне из жизни съемочной группы одного коммеческого проекта.
Режиссер рассказал о тонкостях съемочного процесса, источниках вдохновения и о желании снять исторический фильм о гонении ведьм.
Этот фильм родился из заказа Энтони Ваккарелло (креативный директор Saint Laurent) на короткометражный фильм для модного дома. Можете ли вы рассказать, как вы пришли к среднему хронометражу «Вечного света»?
В середине февраля 2019-го мне позвонил Энтони и сказал, что у него есть идея, которую он хочет обсудить. Когда мы встретились, он сказал: «Знаешь, у нас в Saint Laurent есть проекты под названием Self («Личность»), в рамках которого мы поддерживаем артистов и делаем с ними выставку, перфоманс, фильм. Self 01 поручили фотографу Дайдо Морияма, 02 — концептуальной художнице Ванессе Бикрофт, 03 — писателю Брету Истону Эллису, который снял короткий метр. И вот, не хотел бы ты снять небольшой фильм для Self 04?
Я ответил, что, конечно, хотел бы, но каковы условия? И он ответил: «Мы все оплачиваем, но нам бы хотелось, чтобы ты привлек людей, которые являются лицами марки, и чтобы вещи на экране были из наших последних коллекций. Вот и все».
Я сказал ему: «Если мы говорим о фильме, идеально было бы завершить его к Каннам, так как приятнее всего, чтобы какой угодно фильм появлялся на свет именно там». Неделю спустя я вернулся с идеей в 3 строчки, уверяя его, что фильм может быть готов к Каннам, т.е. через 2,5 месяца. Чтобы этого добиться, нужно было все делать в огромной спешке: производство, поиск локаций для съемок, кастинг актеров и техников, выбор костюмов... В итоге короткий метр стал средним и был отобран Тьерри Фремо для секции «Полуночных показов».
allocine
В фильме, который снимает Беатрис Даль, Шарлотта Генсбур играет ведьму. В самом начале фильма вы используете фрагмент фильма «Ведьмы» режиссера Беньямина Кристенсена (1922) — культовой картины о колдовстве эры немого кино. Это феминистический аспект темы, который вас интересует? Или магический эффект, который производит кинематограф на зрителей?
Фильм «Ведьмы» — шедевр, объясняющий лучше, чем какой-либо другой фильм, факт масштабной охоты на ведьм, которая распространилась по всей Европе. Некоторые называют эту резню в наши дни «сексоцидом», т.к. женщины составляли 80% казненных.
Другой шедевр на эту тему — «День гнева» Дрейера, ужасающие фрагменты которого можно тоже увидеть в «Вечном свете». Я бы с удовольствием когда-нибудь снял серьезный фильм на эту тему, но воссоздание эпохи всегда сопряжено с большими затратами на производство, и далеко не факт, что возможно это сделать без смягчения экстремальной жестокости той эпохи и того фанатизма, религиозного и сексистского, который свирепствовал в течение многих лет.
Тот факт, что режиссерка, которую играет Беатрис Даль, не способна снять свой фильм, говорит больше о невозможности представить некоторые темы в структуре производства современных коммерческих фильмов. Впрочем, я думаю, что, если однажды настоящая Беатрис захочет это сделать, она сможет снять лучший фильм, чем ту стилизацию авторского фильма, которую снимает ее героиня.
Называть мой «Вечный свет» феминистским фильмом будет преувеличением, но он точно достаточно «тестостеронофобный»: все мужские персонажи там патетически господствующие. Что касается последнего вопроса, мне, конечно, нравится, когда киноэкран становится демоническим и может вводить зрителей в состояние транса. Намного более захватывающе смотреть гипнотические фильма Тони Конрада и Кеннета Энгера, чем эти дорогостоящие телефильмы, нафаршированные диалогами и кучей нитей повествования, которыми нас беспрестанно пичкают.
Кадр из фильма «Вечный свет»
На съемках у вас была полная свобода, кроме кастинга, где вы должны были выбрать между лицами и друзьями дома Сен-Лоран. Как ваш выбор остановился на Беатрис Даль и Шарлотте Генсбур? Почему Беатрис Даль сыграла режиссерку?
Выбор был мгновенный: их имена были в числе первых, которые назвал Энтони, а я с самого начала своей карьеры обожаю обеих актрис за их выбор ролей и талант, а также за их невероятную смелость.
Импровизация в среднем метре в такой короткий промежуток времени требует огромной концентрации, и с Энтони мы решили сосредоточиться на Беатрис и Шарлотте, которые сохранили свои имена на экране. На втором плане задействованы другие музы дома Saint Laurent — Эбби Ли, Мика Арганараз и Феликс Марито. Позже я предложил Карлу Глусману и нескольким своим близким друзьям сыграть других персонажей из команды фильма.
Диалоги и актерская игра в фильме звучат и выглядят очень естественно. Где была импровизация, а где сценарий?
Диалоги звучат естественно, потому что у меня не было времени написать ни единой строчки, и потому, что я очень доверял своим актерам и дал им возможность говорить и быть в том образе, в каком они захотят. Например, лексика Беатрис гораздо богаче моей. Речь как одежда: мне не нравится навязывать ее людям, когда они чувствуют себя не в своей тарелке. Но иногда есть такие диалоги, которым актеры рады куда больше, чем красивому костюму.
Диалог между Шарлоттой и Беатрис в начале фильма — это долгая импровизация, снятая в последний день без какой-либо режиссерской задачи кроме как «поговорите о съемках этого фильма, о колдуньях, о ваших работах и так далее. Избегайте упоминания имен и максимально развлекайтесь. Оставим все, что понравится, а остальное вырежем. Удачи и встретимся через 20 минут! Камера, начали!».
Festival de Cannes
Мы сняли 20 минут, из которых я оставил потрясающие 12. Снимать харизматичных актрис — невероятное наслаждение. Но меня в равной степени впечатлила вся остальная команда — актеры, и не только. Съемки длились 5 дней, и это было огромное удовольствие.
Прежде вы снимали драмы, а «Вечный свет» — это комедия или даже сатира. Почему вы выбрали такой тон для этого фильма?
Да, в «Вечном свете» не больше драмы, чем в «Забытых» Бунюэля или «Кулачном праве свободы» Фассбиндера. Я взял реалистичный сюжет о повседневных человеческих конфликтах, а импровизация позволила воссоздать реальные черты персонажей, которыми были члены съемочной группы.
Часто конфликты становятся смешными из-за своей чрезмерности. Я часто удивляюсь, когда узнаю, что фильмы, которые меня смешили больше всего, другими людьми воспринимаются как пугающие. Возможно, мое чувство юмора чуть более жестокое, чем в среднем у людей. Возвращаясь к «Вечному свету»: все самое смешное, что там есть, зачастую было придумано самими актерами (Беатрис, Шарлотта, Карл, Янник, Макс и другие).
Кадр из фильма «Вечный свет»
«8 с половиной» Федерико Феллини, «Презрение» Жана-Люка Годара, «Американская ночь» Франсуа Трюфо и «Внутренняя империя» Дэвида Линча. Как вы думаете, почему многие режиссеры снимали фильм о съемках фильмов?
Многие художники на своих картинках изображали художников за работой, а писатели писали романы о горестях писателей еще до рождения седьмого искусства. Это нормально, когда у режиссеров однажды появляется желание снять что-то похожее на их жизнь, на жизнь режиссера. У меня уже был персонаж студента-режиссера в «Любви», в этот раз я хотел снять режиссерку, немного хаотичную в своем управлении группой.
Это отражает мои страхи, потому что я снимаю фильмы о том, как мы проецируем наши желания на сны и наши страхи на кошмары. И облажаться на съемках — это действительно бессознательный, но природный страх, который есть у меня, как и у всех режиссеров. И я хотел воссоздать этот кошмар на экране.
«Вечный свет» раскрывает вашу синефильскую сторону, благодаря фрагментам в начале фильма и цитатам великих кинематографистов: Дрейера, Фассбиндера, Годара, Бунюэля... Это ваш способ выразить им уважение? Вы упоминаете их как друзей — только по именам.
Я использую лишь имена упомянутых режиссеров, а в титрах — только имена всех членов команды, а также римские цифры, чтобы все вместе выглядело логично. В античном Риме Цезаря, Марка-Аврелия, Понтия Пилата, Клеопатру называли только по именам, без ненужных фамилий после. Я счастлив, что все актеры и партнеры фильма согласились оставить в титрах только имена.
Что касается упомянутых режиссеров: Карл Т., Жан-Люк, Райнер В. или Луи — да, для меня они как друзья. Равно как и Стэнли, Мартин, Жан или еще кто-то другой, кто оставил след в моей жизни, вовлек меня в свой мир. Им стоит отдать должное, разве нет? Мне это кажется нормальным, как, например, сказать хорошему повару: «Спасибо, что приготовил это блюдо, оно сделало меня счастливым».
Pinterest
В кадре вы использовали три самых распространенных формата в кинематографе: это 1,33:1, панорамный 1,85:1 и широкоэкранный 2,35:1. Обусловлено ли это желанием вписать фильм в «историю кино»?
Я совсем не пытаюсь вписать себя в «историю кино», но мне, конечно, всегда радостно видеть в энциклопедиях упоминания моего имени в хорошем или плохом ключе за мои прошлые преступления. Я бы скорее сказал, что мне нравилось развлекаться с возможностями, которые я не использовал до недавнего времени.
Я уже снял тонну длинных планов, планов сверху и даже фильм в 3D. Но до «Вечного света» я никогда не игрался с монтажом на поделенном экране, как делали мои идолы Флейшер, Де Пальма и Моррисси. Также прежде я не использовал фрагменты из великих фильмов и классическую музыку. Включить в «Вечный свет» фрагменты «Ведьм», Dies Irae или цитаты режиссеров — это признание того, что современное искусство, созидая, использует наработки и изобретательность своих великих предшественников.
По этой же причине я взял фрагменты музыки, которые я услышал в «Смерти в Венеции» или в «Барри Линдон». «Вечный свет» — это коллаж того, что значит снимать авторский фильм. Я уже ассистировал на съемках, которые были такой же катастрофой. Но в моей ситуации речь больше шла о заказных фильмах или фильмах рекламных, где свобода режиссера ограничена заказчиками. Но съемки моих художественных фильмов всегда проходили хорошо, а короткие съемки «Вечного света» были одними из самых радостных дней в моей жизни.
Кадр из фильма «Вечный свет»
В этом фильме вы используете технику стробоскопа. Какого эффекта на зрителя вы пытались добиться?
Лучший экспериментальный фильм со стробоскопом и самый жестокий — это все еще The Flicker Тони Конрада, но фильмы Поля Шари тоже зрелищные. Мерцание света, проходящее через экраны или прожекторы, может быть действительно гипнотическим, потому что играет с мозговыми волнами.
Есть люди, которых мерцающий свет может переносить в состояние иррационального страха, тогда как других оно переносит в состояние покоя. Это немного как косяк: кого-то он заставляет смеяться или спать, а у кого-то сносит крышу. Я лично не курю траву уже лет 10. Чтобы погрузиться в видения, я предпочитаю стробоскоп.