Джон Уик
Джон Уик / John Wick
Реж. Чад Стахелски, Дэвид Лейтч
В последние годы карьера Киану Ривза напоминала затяжной прыжок в фильмы «сразу на видео», похожий на тот, который успешно проделал в свое время Ник Кейдж. С такими очевидными провалами по фронтам художественным и коммерческим, как режиссерский дебют Ривза «Мастер тай-цзи» и «47 ронинов», волей-неволей во время объявления проекта «Джон Уик» от него сразу хотелось отмахнуться: а, с этим всё ясно. Впрочем, весь скептицизм по поводу фильма сводилась не только к Киану: от сценариста, который до того написал два сценария для DTV-продукции с Дольфом Лундгреном, условного «Смертельного оружия» ждать не приходится. По постановщикам тоже всё крайне смутно: что Чад Стахелски, что Дэвид Лейтч пришли к своему дебютному фильму из каскадерской профессии и ранее отвечали за постановку трюков, иногда работая вторыми режиссерами. Однако после выхода фильм получил весьма лестные отзывы как критиков, так и зрителей и собрал в прокате сумму куда больше ожидаемой (хотя ожидания там были не как от какого-нибудь «Одинокого рейнджера»), что заставило усомниться в том, что это очередной проходной боевик категории С.
Итак, Джон Уик (Ривз) просыпается на следующий день после смерти своей жены, разбитый и подавленный, потом собирается на похороны. После них он приходит домой и получает посмертный подарок от любимой женщины – щенка по имени Дэйзи. Взяв его с собой прокатиться на Mustang 1969-го года, на заправке Уик сталкивается с тремя «русскими», и один из них по имени Йозеф (Элфи Оуэн-Аллен) хочет купить Мустанг у Уика, на что тот отвечает отказом. Поздно ночью домой к Уику вваливаются те же ребята и не очень здорово будят его, избивают, отнимают ключи от машины… И все бы ничего, если бы Йозефу не вздумалось утихомирить щенка путем отправки оного к праотцам. Теперь Уик, движимый жаждой мести, ищет Йозефа, которому не в силах помочь даже его отец, глава криминальной организации Вигго Тарасов (ох, я так и вижу логическую цепь выбора имени: «Порок на экспорт» - про русских – Вигго Мортенсен – нет, ну а чего, сойдет).
«Джон Уик» - это довольно показательный пример того, как из старых и надоевших приемов при должном чувстве меры можно соорудить вполне интересную вещь. При этом кино балансирует на довольно тонкой грани – не становится ни убийственно серьезным, ни пародийным, просто работает с наследием жанра, порой подшучивая над ним. В каждой важной сцене дождевые брызгалки работают на полную силу, в ролях «русских» нет ни одного русского, они поют «Баю-баюшки-баю», а Уик у них проходит под кодовым именем Баба Яга, у главного героя за плечами имеется темное-темное прошлое и репутация («Я сам видел, он в баре троих карандашом завалил», говорит Вигго своему сыну) - всё это, в общем и целом, безумно смешно, особенно для людей, знакомых с боевиками периода расцвета жанра. Помимо этого, «Джон Уик» - это еще и упражнение в стиле: драка есть драка, но костюм в химчистку после надо бы сдать. Рисуя мир, который, кажется, состоит из одних наемников (у которых тут есть даже свой отель с правилами и всем необходимым) и преступников, режиссеры, естественно, не забывают и про свое прошлое: убивают тут изящно, технично и быстро, и отсчет убийств уже после первой подобной сцены вести сложновато. Ривз в данной роли впервые за очень долгое время не выглядит пародией на себя, и он здесь является важнейшей деталью, которая усиливает в мозгу восприятие картины как гостя из прошлого, которому есть что сказать в настоящем. Тут уместно сравнение с «Неудержимыми», где при куда большем бюджете и огромном касте «проверенных старичков» выходит песочница. Да Уик в одиночку бы их всех уложил. Троих карандашом, как-никак.
Сергей Кощеев