«Первый мститель: Противостояние»: Брат за брата
Общественность находит спасательные операции Мстителей на редкость разрушительными и требует взять их под государственный контроль. В ответ на реакцию страны ООН составляют договор, согласно которому люди со сверхъестественными способностями должны подчиняться общему Совету Безопасности и будут заключены в жесткие рамки закона. Подписание документа, конечно, дело добровольное, но в случае неповиновения можно легко попасть в графу «преступники». Железный Человек, рефлексирующий под тяжестью супергеройского бремени, поддерживает решение правительства, а вот извечный блюститель порядка и морали Капитан Америка на такой шаг пойти не готов. У каждого свои причины, каждый по-своему прав. Ситуация балансирует на грани катастрофы до тех пор, пока в нее не врывается Зимний Солдат.
Все понимают, что настоящая гражданская война на самом деле разворачивается не в фильме, а в индустрии: две конкурирующие студии с перерывом чуть больше месяца выпускают картины со схожим сюжетом. Недовольство простых граждан действиями супергероев, взгляд на людей со сверхсилами как на угрозу, попытка их контролировать, несогласие с таким исходом одного из лагерей и последующее противоборство, навязанное, как окажется, хитрым и умным злодеем — в таком описании можно разглядеть как «Бэтмен против Супермена», так и «Первый мститель: Противостояние». Однако при идентичном наборе компонентов кино получилось диаметрально разное. Cтудия Marvel, которая привыкла делать упор на юмор и экшн, отошла от своих «традиций» (не без помощи братьев Руссо). Продолжая концепцию второй части «Капитана Америки», режиссеры создают масштабное полотно, уделяя внимание сюжетным деталям. В «Противостоянии» почти нет сцен эпичных схваток, но, казалось бы, неподъемный хронометраж пролетает незаметно благодаря тому, что за моральными метаниями героев наблюдать не менее увлекательно, чем за непосредственной битвой двух лагерей.
Хоть в новом фильме Marvel не найдешь новозаветных аллегорий, конфликт здесь получился самым интересным и объемным из всех картин этой линейки. Противником выступает не инопланетный захватчик или сверхинтеллект, когда сразу ясно, где черное, а где белое; в «Противостоянии» нет виноватых и правых, есть две стороны справедливости, каждая из которых достойна того, чтобы ее отстаивали. Психологически фильм прописан очень грамотно: редкий зритель сможет принять одну сторону, не питая при этом эмпатии к противоположной. Достижение такого эффекта неудивительно, так как поступки всех персонажей имеют не иллюзорную мотивацию, с чем как раз были проблемы у фильма DC. Руссо решили сделать акцент на личностях персонажей, отбросили в сторону мировое благосостояние и позволили отдаться эмоциям, заглянув героям под костюм.
С каждым фильмом ряды Мстителей пополняются новыми участниками, и всем заботливо выделяется хронометраж, прописывается личная идентификация и место в коллективе — студии несомненно удается создать эмоциональную привязку. Линии старых героев продолжаются с опорой на прошлое, но без лишних флэшбеков, с уверенностью, что зритель видел предыдущие картины. Каких-то персонажей, конечно, растеряли, и если отсутствие Тора и Халка понятно в силу внеземного происхождения первого и эксцентричности второго, то местонахождение Ника Фьюри хотелось бы как-то обозначить. Очередной перезапуск Человека-паука можно считать оправданным: стеснительный школьник, полный юношеского максимализма и восхищения кумирами, но не робеющий в битве, — Питер Паркер, которого так не хватало. Антагонист в исполнении Даниэля Брюля удивительно похож на местного Лекса Лютора, но только он получился более умным и человечным. Ему удается напугать зрителя своими речами, такими же конспирологическими, как и у злодея DC, но не столь эксцентричными.
«Первый Мститель: Противостояние» — не костюмированная клоунада, но и не чрезмерно драматизированная постановка. У студии вышло серьезное, в каком-то смысле отношенческое кино, на котором, тем не менее, не придется весь сеанс хмурить брови: конфликт держится на актерах, обстановка временами уместно разряжается юмором, от слоу-мо сцен под эпичную музыку, слава богу, отказались. Чудес техники и невероятного визуала в новом фильме Marvel нет, катарсис после просмотра никого не посетит, но интерес к происходящему и сопереживание героям вызвать удастся. Студия подкупающе медленно и кропотливо знакомит зрителя со своей вселенной, и, кажется, стратегия выбрана правильно.
[Анастасия Муяссарова
](http://cinemaholics.ru/author/anastasiia)