72-й Каннский кинофестиваль: «Тайная жизнь»

Hidden Life / Тайная жизнь
Режиссер: Терренс Малик
В главных ролях: Маттиас Шонартс, Аугуст Диль, Валери Пахнер, Микаэл Нюквист, Юрген Прохнов
Дата премьеры: 19 мая 2019 года

Начало 40-х годов прошлого века. Мирный фермер Франц Егерштеттер (Аугуст Диль), живущий в коммуне Санкт-Радегунд вместе с женой (Валери Пахнер) и детьми, во время очередной мобилизации нацистской Германией австрийских граждан получает повестку в армию. Однако Егерштеттер, рьяно выступающий против аншлюса, отказывается служить на стороне фашистов, за что отправляется в тюрьму. Долгое время его судьба висит на волоске: разные люди, события и обстоятельства пытаются склонить его к вступлению в ряды Вермахта, однако Егершеттер упорно стоит на своем.

Последние несколько лет один из главных визионеров XXI века находился в затяжной поэтической коме, снимая очень живописное, но практически бессюжетное кино. В своем новом фильме режиссер возвращается к более привычной для зрителя форме повествования: условно говоря, «Тайная жизнь» гораздо ближе к каким-нибудь «Дням жатвы», чем, например, к «Рыцарю кубков». Вероятно, во многом благодаря тому, что имеет в своей основе реальные события.

История об австрийце Франце Егерштеттере, казненном нацистскими властями за отказ служить на стороне фашистов, с легкой руки Малика превратилась в историю о кризисе самоопределения, разворачивающуюся на фоне самого массового геноцида в истории человечества. Егерштеттер, которого впоследствии причислили к лику святых, испытывает настоящие душевные терзания, рефлексирует и, конечно, бесконечно сомневается в правильности своего решения. Он обращается к Богу, небесам, и, наконец, к самому себе — его слова льются рекой среди окутанных туманом скал, навстречу бурному и беспощадному потоку жизни.

Режиссер не ограничивается одним лишь душевным конфликтом главного героя — более того, значительная часть фильма посвящена быту жителей Санкт-Радегунда, жизни семейства Егерштеттер и отношениям Франца с супругой. Их трепетная привязанность друг к другу показана с какой-то щемящей интимностью; она придает каждому кадру особую эмоциональную глубину, на которую, кажется, способен только Малик.

В визуальном плане «Тайная жизнь» покоряет новую вершину визионерского мастерства, хотя, казалось бы, куда дальше после «Древа жизни». Австрийские пейзажи пьянят своей естественной красотой, а от полетов камеры оператора Йорга Видмера буквально кружится голова (прости, Эммануэль Любецки). Окончательно добивает зрителя музыка композитора Джеймса Ньютона Ховарда («Знаки», «Темный рыцарь»), пробирающая до мурашек.

«Тайная жизнь» явно ознаменовала собой новый этап в творчестве Терренса Малика, который, к счастью, не готов пока уходить на пенсию. Остается только надеяться, что жюри, как и мы, оценит новую работу режиссера и не оставит ее без приза.