72-й Каннский кинофестиваль: «Паразиты»

Gisaengchung / Паразиты
Режиссер: Пон Чжун-хо
В главных ролях: Сон Кан-хо, Ли Сон-гюн, Чо Ё-джон, Чхве У-щик, Парк Со-дам
Дата премьеры в РФ: 4 июля

Безработное семейство во главе с отцом Ки-тэком (Сон Кан-хо) делит подвальную квартиру с тараканами. Живут в нищете, воруют вай-фай у соседей и складывают коробки из картона для пиццерии. Все меняется, когда Ки-Ву (Чхве У-щик) устраивается репетитором английского языка для девушки из богатой семьи Пак по рекомендации своего бывшего одноклассника. В комплекте к счастливому шансу подзаработать идет огромный камень, который притягивает материальные блага и, как оказалось, может вполне себе послужить отличным оружием.

Так как Ки-Ву парень очень сообразительный, он решает постепенно перетащить в роскошный особняк всю свою семью. Вместе они выживают оттуда весь рабочий персонал самыми безжалостными методами.

Одной из самых долгожданных премьер Каннского кинофестиваля был фильм «Однажды в Голливуде» Квентина Тарантино, который приняли достаточно тепло. Но затем появились «Паразиты» Пона Чжун-хо, и время остановилось. Реакция публики и кинокритиков на новую картину от корейского режиссера была удивительной: спонтанные и восторженные аплодисменты не только в конце показа, но и в середине (что происходит не так часто). Люди выходили из зала со светящимися лицами и прыгали от радости — и мы сейчас не путаем все это сумасшествие с «Рокетменом».

Наплевав на жанровую чистоту, Чжун-хо сделал технически совершенный фильм и в очередной раз напомнил нам, что он чертовски хорош. «Паразиты» — уморительная и пропитанная едкой иронией картина, между строк которой – размышления о колоссальном разрыве между социальными классами. Это кино, которое постоянно меняется на наших глазах — от драмы к комедии, от комедии к триллеру, — и при этом не расползается по швам, а только прибавляет в масштабе с каждой новой метаморфозой. Зритель ждет, что фильм остановится на чем-то одном и успокоится, но он продолжает мутировать, как пресловутый паразит, пытающийся полностью захватить своего хозяина.


Фото / Collider

Местами смешно так, что можно подавиться, при этом быть в курсе специфики корейского кинематографа совсем не обязательно. Да и грустно бывает, и страшно, и как хотите будет. Главное — быть открытым ко всем жанровым перебивкам и не слишком обольщаться в финале, думая, что Джун-хо выложит все козыри разом.

Социальный комментарий режиссера выходит далеко за рамки стандартного «богатые плюют на бедных»: в своем фильме он подчеркивает, что человек классом выше, используя свою власть, легко может переписать того, кто стоит на более низкой ступени. Когда Ки-Ву устраивается на работу репетитором, его новый босс говорит: «Давай назовем тебя Кевином». Он будто стирает одну личность и создает новую, которая соответствует имиджу его семьи.


Фото / TheFilmStage.com

Вообще, главные герои здесь — сложные и многогранные, и в этом, конечно, сила «Паразитов» (не жанровыми перепадами едиными). Любым, даже самым странным их действиям хочется найти объяснение, понять и простить. У каждого свои причины и амбиции, за каждым наблюдаешь, чуть покатываясь от смеха, и хочется, чтобы каждый обрел свое счастье. Но в кино, как известно, надежда не всегда умирает последней. Нужно быть готовым к тому, что «Паразиты» либо сделают ваш день, либо напрочь его обнулят.