71-й Каннский кинофестиваль: 13 мая
Посмотрели нового Гаспара Ноэ и радостно мычим. Впрочем, нашли силы рассказать вам и про другие фильмы.
Три лица / Three Faces
реж. Джафар Панахи, в ролях: Бехназ Джафари, Джафар Панахи.
Героически промокли под дождем, пока ждали новый фильм Панахи, и, строго говоря, оно того вряд ли стоило. «Три лица» рассказывает историю девушки, которая очень хочет стать актрисой, но проклятые традиционные ценности мешают. В качестве крайней меры она записывает видео, где якобы совершает самоубийство, посылает его знаменитой (судя по всему) актрисе, а та показывает Панахи. И вот они колесят по деревням, выясняя, фейк ли видео, и где девушка вообще пропадает. Формально все на месте: потрясающий реализм, диалоги, будто сотканные из местного воздуха, подвижная камера. Критики пишут, что местами это такой оммаж Киаростами — и правда, похоже. В общем, все окей, но выходишь и ничего не чувствуешь, не помнишь. Неизвестно почему, но в новой картине Панахи напрочь отсутствует нерв, переживаниями героев трудно проникнуться, а социальный подтекст уже не будоражит, как раньше. Остается любоваться неброской красотой фильма и радоваться тому, что Джафар по-прежнему в деле, несмотря на все запреты.
Экстаз / Climax
реж. Гаспар Ноэ, в ролях: София Бутелла, Ромен Гильермик, Сахелия Якуб, Смайл Кидди
Казалось бы, молния не может ударить два раза в одно и то же место: после «Входа в пустоту» аттракцион смерти должен был закрыться навсегда, ибо такое не повторяется. Сбив доверчивого зрителя обманчиво доходчивой «Любовью», главный гид по other side выходит на танцпол, который на деле оказывается десятым кругом дантовского Ада, где герои выходят на бой с тенью или игру с самими собой. 1996, it was just last night — гласит нам пресс-кит фильма. Ну-ну, а какие ночи во вселенной Гаспара — не последние?
Ноэ не зря каждый раз обращает время в труху, показывая, насколько оно на самом деле неважно. Можно пустить фильм задом наперед, провернуть через мясорубку, вообще отменить время за ненадобностью, и все равно это будет понятная история — причем не только тем, кто хоть раз в жизни просил, чтобы его поскорее отпустило. Генри Миллер писал: «Двуногие существа представляют собой странную флору и фауну. Издали они незначительны; вблизи — часто уродливы и зловредны. Больше всего они нуждаются в пространстве, и пространство даже важнее времени». Гаспар наглядно иллюстрирует эту мысль с поправкой на то, что это не плохо и не хорошо — просто такова природа.
Подробнее читайте в нашей рецензии
Девушка / Girl
реж. Лукас Донт, в ролях: Виктор Полстер, Арье Уортальтер, Нель Хардиман
Если в параллельной секции на фестивале есть какой-то любопытный фильм, то вы обязательно о нем услышите. На этот раз многие обсуждали французско-немецкую картину Girl в «Особом взгляде», сводя синопсис до скупого предложения: «Тот самый фильм, где трансгендер отрезает себе член». Say, как говорится, no more, уже лечу смотреть, you got me on трансгендер.
Советовали не зря: молодой бельгиец Лукас Донт (Долан пакует вещички) снял пронзительную до мурашек драму о конфликте человека и собственного тела. В главной роли выступил талантливейший Виктор Полстер (серьезно, это какой-то сверхчеловек, обуздавший сложнейшую роль). По сюжету пятнадцатилетняя Лара (Виктор) с отцом (Арье Уортальтер) и младшим братом переезжают в Германию. Лара только начинает гормональную терапию и поступает в балетную школу, где ей надо работать в три раза больше, чем другим девушкам, из-за особенностей тела. Хотя выбор Лары поддерживают все вокруг, начиная от заботливой семьи и заканчивая преподавателями и студентами школы, она все равно не может найти покой.
Донт не зря отправил главную героиню в балетную школу: через суровую дисциплину танца мы видим, насколько сложные взаимоотношения у Лары с ее телом. Кроме того, сложный переходный период выпал как раз на пик подросткового созревания героини, а в это время, как вы знаете, и без того забот хватает.
В итоге получился фильм не о противостоянии миру, как это может показаться, а о принятии себя. Понять переживания героини сможет каждый, кто когда-либо беспокоился из-за своих физиологических особенностей (слишком большого веса, слишком маленького роста etc). Хочется, конечно, видеть такие картины в российских кинотеатрах; правда, после таких мыслей фильм в голове начинает комментировать Роза Сябитова, и как-то откладываешь мечты о прекрасном до лучших времен.
Weldi
реж. Мохаммед Бен Аттиа, в ролях: Муна Мейри, Мохаммед Дриф, Имен Чериф, Закария бен Айед
В рубрике «Радость из ниоткуда» — тунисский фильм Weldi. Картина очень точная и сдержанная, при этом про распад семьи (да, опять) на фоне войны в Сирии (туда бежит ребенок главного героя за несколько дней до экзаменов). Режиссеру (Мохамед Бен Аттиа, запишите себе) хватает ума, вкуса и темперамента ни разу не свалиться ни в пошлость, ни в скуку, ни в манипуляцию, при том что болевых точек задевается немало. Немного похоже на Дарденнов, которые здесь в продюсерах, но в сто раз круче их последнего фильма. Чудовищная глупость, что такую достойную картину не взяли в основной конкурс.
Наши каннские корреспонденты Мария Ремига, Алихан Исрапилов и Катя Карслиди каждый день не высыпаются, чтобы рассказать вам самое интересное с полей фестиваля. Подписывайтесь на аккаунты Cinemaholics в социальных сетях, чтобы ничего не пропустить!
В Telegram мы оперативно делимся впечатлениями от просмотренных фильмов;
В Twitter в режиме реального времени рассказываем самое интересное с пресс-конференций;
В Instagram выкладываем фото и видео с самых главных событий.